«МЫ ПРОСЫПАЕМСЯ ОТ ЗАПАХА ГАРИ»: ИЗНАНКА ЖИЗНИ В ФИЛИППИНСКОМ «ПЛАСТИКОВОМ ГОРОДЕ»
Не всё то, что называется переработкой, ею является. Сторонники мусоросжигания нередко называют свою деятельность "переработкой", иногда даже "переработкой в энергию", что противоречит и здравому смыслу, и действующему законодательству. Вот и на Филлиппинах, кажется, что-то пошло не так: представители предприятий говорят "мы перерабатываем сырьё", а жители задыхаются от запаха горящего пластика.
Будьте бдительны!
Публикуем перевод статьи о ситуации на Филиппинах:
- Оригинальная статья на английском (08.07.19)
- Перевод на русский язык (в формате .pdf)
В Валенсуэле приближается полдень, жители города готовятся к обеду, но резкий запах расплавленного пластика распространяется по воздуху, отбивая у всех аппетит.
5-летняя Шанталь живет менее чем в ста метрах от завода по переработке пластика в квартале Канумай Уэст в Валенсуэле.
Фото: Мартин Сан-Диего / The Guardian
«По вечерам воздух становится просто удушающим. Нам приходится закрывать окна, несмотря на жару и держать носы под одеялами, когда мы спим», – говорит 40-летняя Розали Эсплана.
Территория на окраине филиппинской столицы Манилы получила название «Пластиковый город». Ее ветхие улицы стали приютом для крошечных домов, зажатых рядом с крупными фабриками, извергающими выхлопы. Жители страдают от смрада, источником которого они считают соседний завод по переработке, STC Enterprises. Местные жители утверждают, что выбросы этого завода вызвали у некоторых жителей затяжной кашель, но владельцы предприятия отрицают эти обвинения.
В квартале Канумай Уэст в Валенсуэле расположено множество перерабатывающих заводов, которые занимаются пластиковыми отходами, произведенными внутри Филиппин, а также завезенными из других стран.
Фото: Мартин Сан-Диего / The Guardian
В Валенсуэле, как в капле воды, отражается ряд проблем, с которыми сталкивается население Юго-Восточной Азии, превратившейся в мировую свалку пластиковых отходов.
В мае Филиппины отправили обратно в Канаду 1500 тонн отходов после того, как выяснилось, что страна присылала им контейнеры с мусором, который включал в себя отходы, не подлежащие переработке, такие как подгузники для взрослых. Похожие проблемы возникли также с якобы перерабатываемыми отходами из других стран, включая Южную Корею, Австралию и Гонконг, и в настоящее время правительство Филиппин рассматривает возможность введения полного запрета на ввоз в страну отходов.
Дети играют с бытовыми пластиковыми отходами возле сортировочного комплекса в поселке Канумай Уэст.
Фото: Мартин Сан-Диего / The Guardian
«Нам не нужны отходы из-за границы»
В валенсуэльском квартале Канумай Уэст проблема зарубежных отходов касается каждого. The Guardian присоединилась к городским инспекторам по охране окружающей среды, совершавшим осмотр поселка. По их словам, проверки, вызванные жалобами жителей на запах горящего пластика здесь обычное дело.
«Мы проверяем, соблюдаются ли законы по охране окружающей среды, и работают ли устройства контроля загрязнения воздуха», – говорит начальник городского управления окружающей среды и природных ресурсов Роммель Пондевида.
Значительная часть пластиковых отходов, перерабатываемых на городских заводах, поступает из других стран, о чем местные чиновники, в том числе мэр Рекс Гатчалиан, узнали лишь недавно.
«Я считаю, что нашей стране достаточно своих отходов для переработки и повторного использования. Нам не нужны отходы из-за границы», – говорит Гатчалян.
Мальчик играет со старой пластиковой бутылкой. Фото: Мартин Сан-Диего/The Guardian
Согласно таможенным данным за 2018 год, более трех миллионов килограммов пластиковых перерабатываемых отходов было импортировано в Филиппины только из США - они были задекларированы как различные виды пластиковых отходов. Отходы, обнаруженные в промышленных зонах, таких как Валенсуэла, обычно смешиваются с местным сырьем.
В то время как местные жители жалуются на качество воздуха, представители местной пластиковой отрасли заявляют, что конфликт по вопросу импортируемых отходов, и особенно дипломатический спор с Канадой, угрожают осложнить работу даже законопослушным переработчикам.
«Мы делаем что-то хорошее для окружающей среды, не так ли? Мы понимаем, что существует ряд проблем. Но никто не отмечает положительное воздействие для общества, которое мы оказываем», – говорит Шервин Коа, менеджер Citipoly Industries.
Коа обеспокоен тем, что предложения о полном запрете импорта всех видов перерабатываемых пластиковых материалов вынудят многих переработчиков прекратить свою деятельность. «Если мы не сможем устойчиво функционировать, то в таком случае мы не сможем перерабатывать и местные отходы тоже», – говорит Коа.
Жители квартала Канумай Уэст в Валенсуэле говорят, что они втирают мазь VapoRub под нос, чтобы не чувствовать запах горящего пластика.
Фото: Мартин Сан-Диего / The Guardian
Гатчалиан гордится ролью города в переработке значительной части пластиковых отходов страны, и считает, что проблема заключается в недобросовестности осуществления процессов, что, как он опасается, может испортить репутацию переработки в целом.
«Разве это не то, к чему мы стремимся, когда речь заходит о пластике? Переработать и повторно использовать для новых целей, а не выбрасывать его прямо в канализацию и выпускать в открытое море? Регулирование является ключевым моментом. Если проблемы сохранятся, предприятия могут закрыться. Я как раз остановил работу на одном из них на прошлой неделе», – говорит Гатчалиан.
От запаха нет спасения
Спустя два месяца после того как сотрудники охраны окружающей среды посетили Канумай Уэст, жители по-прежнему страдают от едкого запаха.
«Запах просто отвратительный, – говорит 50-летний Бенджамин Лопес. – Он разбудил нас в 2 часа ночи. Я вынужден был распылить в комнате туалетную воду. Другие пользовались мазью для носа».
Жители уверены, что этот запах является причиной того, что пятилетняя девочка Шанталь Маркаида заболела пневмонией, что привело к ее госпитализации.
5-летней Шанталь уже трижды диагностировали пневмонию. Фото: Мартин Сан-Диего/The Guardian
1 июля глава поселка Марио Сан-Андрес дал владельцу STC Enterprises Уилсону Ую две недели на устранение загрязнений под угрозой потери разрешения на ведения бизнеса. На публичной встрече с жителями поселка и сотрудниками городского отдела охраны окружающей среды Уй утверждал, что STC не несет полной ответственности за запах, поскольку жители продолжали подавать жалобы даже после того, как он приостановил деятельность завода.
В разговоре с the Guardian он отрицал, что выбросы его завода вызывают у жителей заболевания, и уверил, что STC перерабатывает только местные пластиковые отходы.
«Мы тоже живем здесь. Мы тоже ценим наши жизни. Если бы проблема действительно существовала, мы бы не захотели тут жить», – говорит Уй.
В Пластиковом городе невозможно скрыться от зловония. Сразу за пределами администрации квартала в воздухе начинает ощущаться неприятный запах горелого пластика.
Гатчалиан знает, что долгосрочное решение состоит в том, чтобы переместить фабрики подальше от жилых районов, но Сан-Андрес хочет немедленных действий.
«Мы должны разобраться с этими вопросами. Я хочу, чтобы жители квартала наслаждались долгой жизнью», – говорит он.
Автор: Кармела Фонбуэна, Валенсуэла
Переводчик: Марианна Семчугова
Редактор: Мария Ренева
«РазДельный Сбор» — некоммерческая организация, мы работаем благодаря вашей поддержке. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь.
Поддержать «РазДельный Сбор»