Шеринг для офисов, фабрик и магазинов. Репортаж с площадки «Линдэйли»

Дата публикации: 09.10.2025

Сервис аренды «Линдэйли» заботится о спецодежде своих клиентов, обслуживает ковры в магазинах и офисах, а также предоставляет и обслуживает текстиль для гостиниц и фармпроизводств. 

Практика «Линдэйли» — работающий пример экономики совместного использования. Развивая шеринг-модель, компании избавятся от текстильных отходов и связанной с ними отчётности. В аренде предметы служат дольше, а значит меньше ресурсов будет уходить на создание новых вещей. В конце срока службы текстильные отходы не поедут на полигон, а будут экологично переработаны.  

Летом волонтёры «РазДельного Сбора» побывали в гостях у сервиса, который на деле воплощает в жизнь принципы устойчивого развития и шеринг-экономики. 


 

Спецодежда в аренду: полный цикл 

Фармкомпании, медицинскому центру, гостинице или кондитерскому цеху всегда требуется униформа для сотрудников. Чтобы персонал всегда выглядел опрятно, за одеждой нужно тщательно ухаживать. «Линдэйли» обеспечивает полный цикл ухода за спецодеждой: команда разрабатывает и предоставляет подходящие модели для каждого сотрудника, периодически забирает комплекты на стирку и ремонт. Если комплект пришёл в негодность, его меняют на новый. А старый утилизируют. 

Компании могут арендовать в «Линдэйли» шкафы, в которые сотрудник «Линдэйли» разложит чистые комплекты. 

У каждого комплекта есть RFID-метка. В ней записаны все данные пользователя и статистика использования вещи. Метки считываются сканером, данные отображаются в приложении.
Одежду от разных организаций перевозят в текстильных мешках, их раскладывают в машине в клетки с полками. Специальная программа помогает водителю не перепутать мешки разных клиентов.


  
В цеху стирки сортировщик освобождает карманы, считывает RFID-метки, раскладывает вещи в разные клетки. Одежду делят по цветам и типам ткани. Для каждого вида своя программа стирки. Воду после последнего полоскания одежды обрабатывают и отправляют на стирку ковров. 

После стирки и сушки проверяют чистоту одежды. Если нужно, на специальном столе меняют фурнитуру, зашивают повреждения.  

Если требуется заменить комплект, новой одежде присваивают новую метку. По договорённости с клиентом одежду могут удлинить или укоротить. Нередко на униформу нашивают логотипы компаний. 
Профессиональная система отслеживания помогает одежде служить дольше. 

Требования к тканям у «Линдэйли» очень строгие. Текстиль должен выдерживать минимум 90 стирок. В среднем один комплект служит около 100 недель.

Ещё более строгие требования к чистоте одежды у фармацевтических компаний и других чистых производств. Их вещи стирают в другом цеху, в Пушкине. Аренда униформы помогла фармкомпаниям отказаться от одноразовой одежды.

Цех в Сестрорецке обслуживает текстиль предприятий гостеприимства — гостиниц и ресторанов.   

«Меня восхитил безупречно выстроенный бизнес-процесс, — поделилась Анна Дацко, координатор «РазДельного Сбора» и основатель шеринг-стартапа «Ход вещей». —  Он соответствует принципам цикличной экономики, соответствует потребностям рынка и совершенствуется. Впечатлило использование вторичной воды и то, что это сервис «под ключ» — чистая спецодежда у сотрудника клиента каждый день. Классно, что здесь ищут решения под разные виды загрязнений в различных отраслях.Мне хочется ориентироваться на «Линдэйли» как начинающему бизнесу».
 

Круговорот ковров в городе

У «Линдэйли» три цеха обработки ковров. Цех на Софийской улице работает с 1993 года. Двенадцать операторов круглосуточно принимают заявки на замену ковров по всему городу. Водителям выдают чистые ковры, собранные в соответствии с маршрутом. Водитель привозит клиенту чистый ковёр, а грязный забирает на стирку. Вес ковра размером полтора на три метра чуть больше девяти килограмм. В мокрый сезон ковры пропитываются влагой и весят уже 27-30 кг.

В цеху работает пять модулей стирки. Есть своя котельная и свои очистные сооружения. Для удаления пыли используют особую систему вентиляции.
В одну машинку помещается 18 ковров. Цикл стирки длится 27 минут, сушка  30 минут.

Постиранные и высушенные ковры обязательно проверяют. Если нужно, убирают оставшиеся загрязнения, волосы, следы жвачки. Если ковёр порезан, его ремонтируют. Резиновое основание чинят как автомобильные покрышки. Отдельный сотрудник вулканизирует повреждения специальным прессом.

После стирки ковров остаётся много мелкого мусора и песка. Его передают на сжигание. Изношенные ковры отправляют на пиролиз, полученное сырьё идёт на производство новой резины. В среднем один ковёр служит больше десяти лет.

Ковры бывают разных типов. Чтобы работникам было легче ориентироваться, каждый тип складывают особым способом. Это ускоряет работу цеха. 

Летом часть ковров убирают на сезонное хранение. Около 5300 ковров ждут дождливой погоды на складе. 

Будущее за экономикой замкнутого цикла   

Бизнес-модель «Линдэйли» основана на принципах циркулярной экономики. Компания разрабатывает модели для долгого срока службы, закупает качественные ткани, оптимизирует ресурсы для обслуживания и доставки текстиля. Вещи ремонтируются и используются повторно, а по окончании срока службы ткани перерабатываются. Автоматизация помогает сделать все процессы быстрыми и сберечь ресурсы. 

Профессиональная стирка помогает компаниям экономить воду, электроэнергию, складские помещения, рабочее время сотрудников. Всю отчётность берёт на себя сервис, а компании могут сосредоточиться на своей основной деятельности. Аренда очень удобна организациям, у которых число сотрудников зависит от сезона. 

У компаний сокращаются текстильные отходы: в пищевой индустрии на 20%, в автосервисах на 50%, в фармацевтических производствах — до 90%. 

Компаниям не приходится думать об утилизации одежды, ковров, текстиля. «Линдэйли» делает всё для того, чтобы цикл использования не заканчивался как можно дольше. А когда вещь всё же приходит в негодность, она обязательно попадёт в переработку. В 2024 году «Линдэйли» удалось переработать 95% отходов. 

Практика b2b-шеринга — аренды для бизнеса — должна развиваться. А государству следует оказать поддержку проектам по совместному использованию: 

  • Разработать стимулирующие меры, чтобы больше компаний внедряли практики экономики замкнутого цикла.
  • Изменить регламенты и нормы об охране труда, включив шеринг спецодежды. А также увеличить нормативный срок эксплуатации: качественная форма при должном уходе гораздо дольше сохраняет защитные свойства. 
  • Развивать мощности по переработке текстиля.  

«Для меня открылась новая сторона в экологии и значение «шеринг-экономика» перестало быть будущим, а облекло прекрасный реальный вид, — рассказала экопросветитель Анастасия Шиханова. — Я очень хотела увидеть своими глазами как стираются ковры. А шеринг одежды и то, как он организован, стали для меня открытием. Теперь на всех экопросветительских мероприятиях я рассказываю об этом. И люди всегда удивляются, осознавая, что их представления устарели». 

Большое спасибо команде «Линдэйли» за интересную экскурсию! 


Текст: Полина Кособокова, Ирина Денгили 
Фото: «Линдэйли», волонтёры «РазДельного Сбора»   


 

«РазДельный Сбор» — некоммерческая организация, мы работаем благодаря вашей поддержке. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь.