
Политика обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в Норвегии и практические решения на примере муниципалитета Аскер
27.11.2021Источник: https://bioplasticsnews.com/wp-content/uploads/2020/03/european-plastics-pact.pdf">, https://europeanplasticspact.org/
Переводчик: Любовь Силакова
Редактор: Мария Ренева, Ксения Игнатова, Ирина Вадеева
Текст документа в формате pdf.
10 февраля 2020 г.
Пластик, встречающийся повсюду в нашей повседневной жизни, приносит много экономических и экологических выгод. Большинство видов пластика – это прочные, долговечные и универсальные материалы. Они повышают комфорт, безопасность и гигиену. Использование пластиковой упаковки может увеличить срок годности продуктов и снизить затраты на топливо при транспортировке товаров, помогая сократить выбросы углерода. Все это привело к огромному росту производства пластика. За последние пятьдесят лет использование пластика в мире увеличилось в двадцать раз и продолжает расти.
В то же время, пластиковые отходы все чаще становятся глобальной проблемой, поскольку объемы производства видов пластика превышают объемы повторного использования и переработки. Это связано с тем, что многие виды изделий и упаковки не предназначены для повторного использования или эффективной переработки. Использование пластика не всегда повышает функциональность продуктов. Кроме того, структура сбора, сортировки и переработки пластиковых отходов до сих пор недостаточно развиты. Это означает, что значительная часть наших пластиковых отходов все еще сжигается или отправляется на свалку, что негативно влияет на выбросы углерода. Оставшаяся часть пластиковых отходов становится мусором в нашей окружающей среде, который может нанести вред дикой природе или превратиться в потенциально опасный микропластик. В то время как весь этот ценный материал тратится впустую, доля ископаемого топлива, которое используется для производства нового пластика, продолжает расти (с 6% от объемов добычи нефти в настоящее время до порядка 20% к 2050 году[1]).
Проблемы, связанные с пластиковыми отходами и загрязнением, все больше привлекают внимание общественности, правительства и бизнеса во всем мире. Многие из них уже принимают меры. На национальном уровне многие страны уже разработали свои собственные стратегии. Так, Европейская стратегия по обращению с пластиком в циклической экономике (European Strategy for Plastics in a Circular Economy) обеспечивает основу, наряду с законодательством[2], руководящими принципами и платформами для сотрудничества, такими как Альянс циклического пластика (Circular Plastics Alliance, CPA).
Наконец, ключевые инициативы предпринимаются на глобальном уровне, включая глобальное партнерство Организации Объединенных Наций по морскому мусору (United Nations Global Partnership on Marine Litter), Базельскую Конвенцию, Глобальное Партнерство по действиям в отношении пластика (Global Plastic Action Partnership), Альянс по ликвидации пластиковых отходов (the Alliance to End Plastic Waste), Платформу по ускорению циклической экономики (the Platform for Accelerating the Circular Economy) и Глобальное обязательство «Новая экономика пластика» Фонда Эллен Макартур (the Ellen MacArthur Foundation's New Plastics Economy Global Commitment).
Ценность Европейского пакта о пластике состоит в том, чтобы дополнить вышеуказанные инициативы трансграничной связью, гармонизацией и сотрудничеством между заинтересованными сторонами. Европейский пакт о пластике – наиболее многообещающая инициатива, объединяющая ведущие страны и частные организации из всей цепочки создания стоимости пластика и из всей Европейской экономической зоны. Подписавшие стороны (участники и поддерживающие организации) обязуются:
Все эти действия вместе вдохновят других последовать их примеру и помогут ускорить системный переход к циклической экономике пластика в Европе. Это будет в значительной степени способствовать достижению Целей ООН в области устойчивого развития, в частности ЦУР 12 (устойчивое потребление и производство), ЦУР 13 (борьба с изменением климата и его последствиями), ЦУР 14 (сохранение и устойчивое использование океанов, морей и морских ресурсов) и ЦУР 17 (усиление средств реализации и активизация международного партнерства в интересах устойчивого развития).
Пакт поможет подписавшим сторонам соблюдать и выходить за рамки европейского законодательства, а также укрепить соответствующие процессы. Он будет отвечать европейским экологическим стандартам и целостности внутреннего рынка.
Пакт нацелен на регулирование производства упаковочного и одноразового пластика, на который приходится примерно половина производства пластика в мире. Источником загрязнения окружающей среды пластиковой упаковкой и одноразовым пластиком в основном являются домашние хозяйства, а также офисы, точки продажи еды навынос, супермаркеты, фестивали, спортивные мероприятия и культурные учреждения. Хотя Пакт в основном касается пластиковой упаковки и одноразовых товаров, переработанный вторичный пластик из перечисленных потоков отходов может также использоваться в других секторах, например, строительство, автомобилестроение, производство одежды и текстиля, бытовой электроники.
Европейский пакт о пластике мотивирован принципами и видением, лежащими в основе «Новой экономики пластика» Фонда Эллен Макартур (см. Приложение 1). Поэтому мы будем совместно работать над достижением четырех смелых, достижимых и желательных целей на 2025 год (см. пп. 6–9). Подписавшие стороны поддерживают все пункты Европейского пакта о пластике, признавая при этом разные роли в цепочке создания стоимости и различные обязанности в качестве компаний-производителей пластика, компаний, использующих пластик, перерабатывающих компаний, компаний, занимающихся обращением с отходами или их сортировкой, правительств или поддерживающих организаций (см. Приложение 2).
Участники Европейского пакта о пластике являются лидерами в своей области, приверженными циклическому подходу и сотрудничеству по всей цепочке создания стоимости. Таким образом, большинство участников уже разработали амбициозные стратегии, планы действий, национальные договоренности и обязательства. Пакт не ставит своей целью дублировать или заменять существующие обязательства или текущие инициативы. Вместо этого он направлен на активизацию и поддержку существующих инициатив стран и компаний, расширяя международный обмен и сотрудничество в общеевропейском масштабе.
Европейский пакт о пластике также может быть подписан поддерживающими организациями, которые не играют прямой роли в цепочке создания стоимости пластика, но могут поддержать реализацию Пакта. Поддерживающие организации могут включать торговые ассоциации, экологические некоммерческие организации (НКО), поставщиков инновационных технологий и организации, занимающиеся утилизацией упаковки. Пакт приветствует Европейскую Комиссию в качестве наблюдателя.
Европейский пакт о пластике связан с глобальной сетью пактов о пластике (включая Южную Африку, Малайзию и Чили), которую возглавляет Фонд Эллен Макартур в сотрудничестве с Программой действий в области ресурсов и отходов (WRAP). Обмениваясь мнениями и результатами реализации Европейского пакта о пластике с представителями правительства и бизнеса по всему миру, мы можем содействовать продвижению глобальных усилий по борьбе с загрязнением окружающей среды пластиком.
Участники принимают решение:
Участники принимают решение:
Участники принимают решение:
Поддерживающие организации принимают решение:
Наша цель: разрабатывать всю пластиковую упаковку и одноразовые пластиковые товары, представленные на рынке, максимально пригодными к повторному использованию, и в полном объеме для повторной переработки[3] к 2025 году.
Участники будут работать для достижения этой цели – индивидуально и посредством сотрудничества в цепочке создания стоимости – в любом случае путем:
Наша цель: перейти к более ответственному[4] использованию пластиковой упаковки и одноразовых пластиковых изделий, стремясь к 2025 году сократить объемы производства первичных пластиковых изделий и упаковки не менее чем на 20%[5] (по весу), причем половина этого показателя должна быть обусловлена максимально возможным сокращением производства пластика.
Участники будут работать для достижения этой цели – индивидуально и посредством сотрудничества в цепочке создания стоимости – в любом случае путем:
Наша цель: повысить в участвующих странах эффективность сбора, сортировки и переработки всех видов пластика, используемого в упаковке и одноразовой продукции, как минимум на 25%[6] к 2025 году, а также достичь стандарта качества процессов сбора, сортировки и переработки, который соответствует рыночному спросу на переработанный вторичный пластик.
Участники будут работать для достижения этой цели – индивидуально и посредством сотрудничества в цепочке создания стоимости – в любом случае путем:
Наша цель: максимально увеличить использование переработанного пластика в новых товарах и упаковке к 2025 году, при достижении компаниями, использующими пластик, содержания в товарах и упаковке не менее 30% переработанного пластика (по весу).
Участники будут работать для достижения этой цели – индивидуально и посредством сотрудничества в цепочке создания стоимости – в любом случае путем:
Европейский пакт о пластике будет регулироваться и контролироваться следующим образом.
Подписано:
Организация |
|
Имя |
|
Должность |
|
Дата |
|
Подпись |
|
Чтобы бороться с пластиковыми отходами и причиной их образования, нам необходимо коренным образом переосмыслить способы, которыми мы производим, используем первичный и переработанный пластик. Ни одна организация или частное лицо не могут сделать это самостоятельно. Требуется системный сдвиг, включающий коллективные действия представителей бизнеса из всей цепочки создания стоимости пластика, представителей правительства и гражданского общества. Общее видение уравнивает всех участников в едином понимании того, как должна быть устроена и функционировать система. Это видение руководит поиском решений и согласует действия, предпринятые в Европейском пакте о пластике, на основе здравого смысла.
Что касается пластика, Европейская стратегия по обращению с пластиком в циклической экономике определила концепцию циклической экономики пластика в ЕС. В отношении пластиковой упаковки Глобальное обязательство «Новая экономика пластика», возглавляемое Фондом Эллен Макартур в сотрудничестве с Программой ООН по окружающей среде, объединило более 400 организаций по всей цепочке создания стоимости пластиковой упаковки в рамках общего видения циклической экономики пластика. К ним относятся производители пластиковой упаковки, производители товаров народного потребления, предприятия розничной торговли, компании, занимающиеся сбором, сортировкой и переработкой пластика, а также национальные, региональные и городские органы власти, НКО, финансовые учреждения, отраслевые ассоциации, университеты и другие международные организации, такие как Всемирный экономический форум (WEF) и Всемирный фонд дикой природы (WWF). Национальные пакты о пластике, такие как Национальный пакт Франции о пластиковой упаковке, Пакт о пластике Королевства Нидерландов и Пакт о пластике Соединенного Королевства, также предприняли действия для достижения единого общего видения циклической экономики пластика. Европейский пакт о пластике принимает это видение, поскольку оно обеспечивает глобальную основу для наших действий.
Видение и характеристики циклической экономики в отношении пластика изложены в Глобальном обязательстве «Новая экономика пластика»[8]:
Приоритетное направление – исключение из оборота пластиковой упаковки, усугубляющей проблемы пластиковых отходов и загрязнения или не являющейся необходимой, с помощью изменения дизайна, внедрения инноваций и использования новых моделей доставки.
Всегда, когда это возможно, реализуются модели повторного использования, чтобы уменьшить потребность в одноразовой пластиковой упаковке.
Вся пластиковая упаковка на 100% пригодна для повторного использования, переработки или компостирования.
Использование пластика полностью отделено от потребления ограниченных ресурсов.
В составе любой пластиковой упаковки отсутствуют опасные химические вещества. Соблюдаются требования в области безопасности жизни и здоровья всех лиц, вовлеченных в систему производства и обращения пластика, а также их иные права.
Это видение описывает состояние экономики, к которому мы стремимся. Мы осознаем, что для его реализации потребуются значительные усилия, общий творческий подход и инвестиции, признаем важность решения проблем с позиции полного жизненного цикла пластика и функционирования всей системы и видим своей целью общее улучшение экономической и экологической ситуации. Прежде всего, мы признаем, что необходимо действовать уже сейчас.
Европейский пакт о пластике призван объединить участников цепочки создания стоимости в европейском масштабе. В рамках этого сотрудничества каждая группа Участников играет свою роль в достижении целей. В этом приложении приводится краткое описание возможных ролей.
Производители пластика
Как представители промышленности, основанной на ископаемых видах топлива и биологическом сырье, производители пластика играют важную роль в разработке новых экологически чистых материалов, продуктов, упаковки и технологий, которые упрощают и повышают эффективность сортировки и переработки. Они не могут нести ответственность за сокращение использования пластика, поскольку это сокращение будет сопровождаться снижением спроса на рынке. Они действительно заинтересованы в ответственном использовании пластика. В тесном сотрудничестве с компаниями, использующими пластик, они несут коллективную ответственность за поэтапное прекращение использования веществ, препятствующих переработке, вызывающих серьезную обеспокоенность и включающих вредные примеси. Они также берут на себя инициативу по использованию экологически чистых и пригодных для повторного использования материалов на биологической основе и большему применению переработанного пластика в своей продукции, снижая потребность в ископаемом топливе.
Перерабатывающие компании
Компании по переработке отходов играют важную роль в установлении эффективных стандартов переработки. Они могут помочь компаниям, использующим пластик, разрабатывать товары и упаковку, пригодные для повторного использования и переработки. Они могут принимать участие в надежных демонстрационных проектах и инвестировать в организации, занимающиеся переработкой отходов в сотрудничестве с сортировочными компаниями для создания оптимального сочетания сортировки и переработки. Они также могут сотрудничать с компаниями, использующими пластик, для поставки достаточного количества переработанных материалов высокого качества.
Компании, осуществляющие сбор и сортировку
Компании, занимающиеся сбором и сортировкой вторсырья, играют ключевую роль в жизненном цикле пластика. Чтобы обеспечить постоянный поток высококачественных и долговечных переработанных материалов, компаниям необходимо сотрудничать с организациями по переработке и использованию пластика, а также представителями правительства, чтобы вкладывать средства в реализацию и разработку подходящих и прозрачных систем сбора, эффективных сортировочных мощностей и стандартов качества.
Компании, использующие пластик
К компаниям, которые используют пластик, относятся как производители пластиковой упаковки и товаров, так и компании, которые их используют. К ним относятся производители продуктов питания и напитков, предприятия розничной торговли (ритейлеры), гостиничный бизнес, транспортные компании, организации общественного питания и организаторы мероприятий. Они имеют решающее значение для удовлетворения спроса на товары и упаковку многократного и повторного использования, на товары, содержащие переработанные материалы, а также для разработки и финансирования систем расширенной ответственности производителей (РОП), чтобы эти стремления были устойчивыми. Они являются лидерами на пути к циклической экономике пластика благодаря выбору дизайна, требованиям к товару и бизнес-моделям, гарантируя, что такой выбор всегда приводит к положительному воздействию на окружающую среду. Также они могут информировать потребителей о вариантах повторного использования и правильного обращения с отходами с помощью маркировки.
Национальные правительства
Все страны в Европейской экономической зоне, которые стремятся активно содействовать ускорению перехода к циклической экономике пластика в своей стране, могут участвовать в Европейском пакте о пластике. Страны играют жизненно важную роль в поддержании перехода к циклической экономике пластика, создавая благоприятные условия и необходимую инфраструктуру сбора, сортировки и переработки. На национальном уровне они могут инициировать действия и обмен знаниями между партнерами, содействовать сотрудничеству и поддерживать демонстрационные проекты, повышать осведомленность, поддерживать использование переработанного материала посредством государственных закупок, поощрять схемы расширенной ответственности производителя (РОП) и устранять возможные препятствия в законодательной базе на национальном уровне. Кроме того, национальные правительства могут создать благоприятные условия для переработки пластика, существенно сократив площади полигонов.
Поддерживающие организации
Поддерживающие организации включают в себя организации гражданского общества, чье широкое, критическое видение может помочь Участникам сосредоточиться на достижении целей Пакта и сократить излишнее использование пластика. Региональные и местные органы власти могут играть координирующую роль в согласовании региональных и местных инициатив. Торговые ассоциации могут играть роль в распространении знаний и полученного опыта, например, в отношении инноваций в технологии и логистике. Поставщики технологий могут предоставить инновационные разработки, которые могут помочь в достижении целей Пакта. Образовательные учреждения могут собирать соответствующие данные, а также развивать и делиться знаниями и концептуальным пониманием с другими Подписавшими сторонами. Организации по утилизации упаковки могут играть ключевую роль в качестве катализатора, используя свои финансовые инструменты для содействия разработке решений, соответствующих концепции циклической экономики пластика.
В Европейском пакте о пластике используются следующие определения:
Источник: Директива 2019/904/ЕС о снижении воздействия некоторых пластиковых изделий на окружающую среду от 5 июня 2019 г.
Источник: Директива 2019/904/ЕС о снижении воздействия некоторых пластиковых изделий на окружающую среду от 5 июня 2019 г.
Источник: Директива 94/62/EC об упаковке и отходах упаковки от 20 декабря 1994 г.
Источник: Директива 2008/98/EC об отходах от 19 ноября 2008 г.
Источник: Директива 2008/98/EC об отходах от 19 ноября 2008 г.
Источник: Директива 2008/98/ЕС об отходах от 19 ноября 2008 г.
Источник: Глобальное обязательство «Новая экономика пластика», основанное на ISO 472:2013, Пластик - Глоссарий.
Источник: Директива 2018/852 от 30 мая 2018 г. о внесении изменений в Директиву 94/62/EC об упаковке и отходах упаковки
Источник: Глобальное обязательство «Новая экономика пластика»
Источник: Глобальное обязательство «Новая экономика пластика», основанное на ISO 14021:2016, с изменениями, Экологические этикетки и декларации – Самостоятельные экологические заявления (экологическая маркировка типа II), Использование терминов, с изменениями (акцент на бывшем в употреблении переработанном материале)
Источник: Глобальное обязательство «Новая экономика пластика», основанное на стандартах ISO, EN, ASTM, AS.
[1] Источник: «Новая экономика пластика» (New Plastics Economy) Фонда Эллен Макартур.
[2] Директива об одноразовом пластике, Рамочная Директива об отходах и Директива об упаковке и отходах упаковки (the Single-Use Plastics Directive, the Waste Framework Directive, and the Packaging and Packaging Waste Directive).
[3] Эта цель затрагивает только этап проектирования. При условии продолжения работы Европейской комиссии по определению возможности повторного использования как части работы по пересмотру основных требований к упаковке. Она учитывает существующие лучшие практики в технологиях сбора, сортировки и переработки отходов.
[4] Основываясь на общепринятых стандартах и анализе жизненного цикла пластика.
[5] Относительно общего веса пластика, выпущенного на рынок в 2017 году в виде одноразовых товаров и упаковки.
[6] Таким образом, текущий, например, 30-процентный уровень переработки будет повышен до 55%. В любом случае, результат инвестиций в систему сбора, сортировки и переработки должен быть более амбициозным, чем цели, установленные в нормативной базе ЕС. Базовые критерии достижения целей рассчитываются по новому методу, установленному Директивой Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2008/98/ЕС от 19 ноября 2008 г. "Об отходах и отмене ряда Директив" (European Waste Framework Directive), и, согласно новому методу, с первого года ведения отчетности.
[7] Объявленная структура в Европейском экологическом соглашении (European Green Deal) поможет прояснить условия, связанные с использованием пластиков на основе биологического сырья.
[8] www.newplasticseconomy.org/assets/doc/npec-vision.pdf.
[9] Использование этого термина в стандарте ISO 14021 определяет бывший в употреблении материал как материал, произведенный конечными пользователями продукта – домохозяйствами или коммерческим, промышленным и институциональным сектором, который более невозможно использовать по прямому назначению. При этом он включает материал, возвращенный из сферы обращения.
«РазДельный Сбор» — некоммерческая организация, мы работаем благодаря вашей поддержке. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь.
Поддержать «РазДельный Сбор»
Вам будет интересно:
Политика обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в Норвегии и практические решения на примере муниципалитета Аскер
27.11.2021Как продовольственные магазины решают вопрос упаковки на самом деле?
27.11.2021