Европейский пакт о пластике

Дата публикации: 31.03.2021

Источник: https://bioplasticsnews.com/wp-content/uploads/2020/03/european-plastics-pact.pdf">, https://europeanplasticspact.org/

Переводчик: Любовь Силакова

Редактор: Мария Ренева, Ксения Игнатова, Ирина Вадеева

Текст документа в формате pdf.

10 февраля 2020 г.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАКТ О ПЛАСТИКЕ

Освоение методов переработки пластиковых отходов в циклической экономике

Пластик, встречающийся повсюду в нашей повседневной жизни, приносит много экономических и экологических выгод. Большинство видов пластика – это прочные, долговечные и универсальные материалы. Они повышают комфорт, безопасность и гигиену. Использование пластиковой упаковки может увеличить срок годности продуктов и снизить затраты на топливо при транспортировке товаров, помогая сократить выбросы углерода. Все это привело к огромному росту производства пластика. За последние пятьдесят лет использование пластика в мире увеличилось в двадцать раз и продолжает расти.

В то же время, пластиковые отходы все чаще становятся глобальной проблемой, поскольку объемы производства видов пластика превышают объемы повторного использования и переработки. Это связано с тем, что многие виды изделий и упаковки не предназначены для повторного использования или эффективной переработки. Использование пластика не всегда повышает функциональность продуктов. Кроме того, структура сбора, сортировки и переработки пластиковых отходов до сих пор недостаточно развиты. Это означает, что значительная часть наших пластиковых отходов все еще сжигается или отправляется на свалку, что негативно влияет на выбросы углерода. Оставшаяся часть пластиковых отходов становится мусором в нашей окружающей среде, который может нанести вред дикой природе или превратиться в потенциально опасный микропластик. В то время как весь этот ценный материал тратится впустую, доля ископаемого топлива, которое используется для производства нового пластика, продолжает расти (с 6% от объемов добычи нефти в настоящее время до порядка 20% к 2050 году[1]).

Осуществление необходимых действий

Проблемы, связанные с пластиковыми отходами и загрязнением, все больше привлекают внимание общественности, правительства и бизнеса во всем мире. Многие из них уже принимают меры. На национальном уровне многие страны уже разработали свои собственные стратегии. Так, Европейская стратегия по обращению с пластиком в циклической экономике (European Strategy for Plastics in a Circular Economy) обеспечивает основу, наряду с законодательством[2], руководящими принципами и платформами для сотрудничества, такими как Альянс циклического пластика (Circular Plastics Alliance, CPA).

Наконец, ключевые инициативы предпринимаются на глобальном уровне, включая глобальное партнерство Организации Объединенных Наций по морскому мусору (United Nations Global Partnership on Marine Litter), Базельскую Конвенцию, Глобальное Партнерство по действиям в отношении пластика (Global Plastic Action Partnership), Альянс по ликвидации пластиковых отходов (the Alliance to End Plastic Waste), Платформу по ускорению циклической экономики (the Platform for Accelerating the Circular Economy) и Глобальное обязательство «Новая экономика пластика» Фонда Эллен Макартур (the Ellen MacArthur Foundation's New Plastics Economy Global Commitment).

Объединение сил в Европейском пакте о пластике

Ценность Европейского пакта о пластике состоит в том, чтобы дополнить вышеуказанные инициативы трансграничной связью, гармонизацией и сотрудничеством между заинтересованными сторонами. Европейский пакт о пластике – наиболее многообещающая инициатива, объединяющая ведущие страны и частные организации из всей цепочки создания стоимости пластика и из всей Европейской экономической зоны. Подписавшие стороны (участники и поддерживающие организации) обязуются:

  • сотрудничать по всей цепочке создания стоимости в европейском масштабе, чтобы стимулировать разработку более разумных методов и подходов, и укрепить инновационное сообщество;
  • гармонизировать руководящие принципы, стандарты и национальные вспомогательные структуры. Страны возьмут на себя существующие правовые барьеры, создавая равные условия для действий и увеличивая масштабы деятельности;
  • обмениваться своими лучшими практиками и опытом, которые они получили на встречах, проводимых по всей Европе, а также из годовых отчетов о ходе работы и на веб-сайте, чтобы по умолчанию ускорять переход к цикличности.

Все эти действия вместе вдохновят других последовать их примеру и помогут ускорить системный переход к циклической экономике пластика в Европе. Это будет в значительной степени способствовать достижению Целей ООН в области устойчивого развития, в частности ЦУР 12 (устойчивое потребление и производство), ЦУР 13 (борьба с изменением климата и его последствиями), ЦУР 14 (сохранение и устойчивое использование океанов, морей и морских ресурсов) и ЦУР 17 (усиление средств реализации и активизация международного партнерства в интересах устойчивого развития).

Пакт поможет подписавшим сторонам соблюдать и выходить за рамки европейского законодательства, а также укрепить соответствующие процессы. Он будет отвечать европейским экологическим стандартам и целостности внутреннего рынка.

Сфера действия Европейского пакта о пластике

Пакт нацелен на регулирование производства упаковочного и одноразового пластика, на который приходится примерно половина производства пластика в мире. Источником загрязнения окружающей среды пластиковой упаковкой и одноразовым пластиком в основном являются домашние хозяйства, а также офисы, точки продажи еды навынос, супермаркеты, фестивали, спортивные мероприятия и культурные учреждения. Хотя Пакт в основном касается пластиковой упаковки и одноразовых товаров, переработанный вторичный пластик из перечисленных потоков отходов может также использоваться в других секторах, например, строительство, автомобилестроение, производство одежды и текстиля, бытовой электроники.

Европейский пакт о пластике мотивирован принципами и видением, лежащими в основе «Новой экономики пластика» Фонда Эллен Макартур (см. Приложение 1). Поэтому мы будем совместно работать над достижением четырех смелых, достижимых и желательных целей на 2025 год (см. пп. 6–9). Подписавшие стороны поддерживают все пункты Европейского пакта о пластике, признавая при этом разные роли в цепочке создания стоимости и различные обязанности в качестве компаний-производителей пластика, компаний, использующих пластик, перерабатывающих компаний, компаний, занимающихся обращением с отходами или их сортировкой, правительств или поддерживающих организаций (см. Приложение 2).

Участники Европейского пакта о пластике являются лидерами в своей области, приверженными циклическому подходу и сотрудничеству по всей цепочке создания стоимости. Таким образом, большинство участников уже разработали амбициозные стратегии, планы действий, национальные договоренности и обязательства. Пакт не ставит своей целью дублировать или заменять существующие обязательства или текущие инициативы. Вместо этого он направлен на активизацию и  поддержку существующих инициатив стран и компаний, расширяя международный обмен и сотрудничество в общеевропейском масштабе. 

Европейский пакт о пластике также может быть подписан поддерживающими организациями, которые не играют прямой роли в цепочке создания стоимости пластика, но могут поддержать реализацию Пакта. Поддерживающие организации могут включать торговые ассоциации, экологические некоммерческие организации (НКО), поставщиков инновационных технологий и организации, занимающиеся утилизацией упаковки. Пакт приветствует Европейскую Комиссию в качестве наблюдателя.

Европейский пакт о пластике связан с глобальной сетью пактов о пластике (включая Южную Африку, Малайзию и Чили), которую возглавляет Фонд Эллен Макартур в сотрудничестве с Программой действий в области ресурсов и отходов (WRAP). Обмениваясь мнениями и результатами реализации Европейского пакта о пластике с представителями правительства и бизнеса по всему миру, мы можем  содействовать продвижению глобальных усилий по борьбе с загрязнением окружающей среды пластиком.

Пункт 1. Сфера применения и определения

  1. Сфера действия Европейского пакта о пластике распространяется на все виды пластика, используемые для производства упаковки и одноразовых товаров, размещаемых на рынке в Европейской экономической зоне.
  2. Определения, используемые в этом Пакте, можно найти в Приложении 3.

Пункт 2. Сотрудничество в цепочке создания стоимости

Участники принимают решение:

  1. Активно наладить сотрудничество с партнерами по цепочке создания стоимости в международном, европейском масштабе, например, в пилотных проектах и реальных процессах и операциях.
  2. Сообщать результаты и планы на будущее в ежегодных отчетах о ходе работы (Annual Progress Reports) в рамках настоящего Пакта.
  3. Принять меры, способствующие достижению целей Европейского пакта о пластике на национальном уровне.

Пункт 3. Гармонизация

Участники принимают решение:

  1. Помогать создавать и гармонизировать амбициозные руководящие принципы, национальные стандарты, инфраструктуру сбора и переработки и национальные вспомогательные структуры, соблюдая при этом европейское законодательство и его цели и опираясь на них. 
  2. Принять результаты этой работы по гармонизации, где это возможно, и распространить их в своей сети.
  3. Обеспечить ценный вклад в соответствующий текущий процесс пересмотра и принятия решений на уровне ЕС.

Пункт 4. Подключение глобальной сети пактов о пластике

Участники принимают решение:

  1. Делиться своими лучшими практиками, стандартами, руководящими принципами и опытом обучения с другими участниками и распространять в своей сети этот коллективный опыт.
  2. Принимать участие в ежегодном собрании участников Европейского пакта о пластике.
  3. Активно участвовать в рабочих группах в рамках Европейского пакта о пластике.
  4. Представлять ежегодный отчет о ходе работ, об индивидуально и коллективно предпринимаемых действиях, результатах своих действий и степени их достижения.
  5. Во избежание ненужного административного бремени докладывать о результатах в отдельном европейском параграфе национального или глобального годового отчета вместо ожидания сводного годового отчета о ходе работы. Национальный или глобальный отчет должен быть предоставлен всем участникам Пакта, как описано выше.
  6. Активно предоставлять всем подписавшим сторонам и широкой общественности свои ежегодные отчеты о ходе работы, относящиеся к этому Пакту, и другие отчеты, касающиеся национальных и международных обязательств в области пластика (например, Альянс циклического пластика (СРА)).

Пункт 5. Поддерживающие организации

Поддерживающие организации принимают решение:

  1. Поддерживать участников в реализации Европейского пакта о пластике.
  2. Привлекать лидеров к участию в Европейском пакте о пластике.
  3. Активно делиться знаниями с участниками пакта, в своих сетях и с широкой общественностью.
  4. Участвовать в ежегодном собрании и рабочих группах, организованных в рамках Европейского пакта о пластике.

Пункт 6. Намерение повторного использования и переработки

Наша цель: разрабатывать всю пластиковую упаковку и одноразовые пластиковые товары, представленные на рынке, максимально пригодными к повторному использованию, и в полном объеме для повторной переработки[3] к 2025 году.

Участники будут работать для достижения этой цели – индивидуально и посредством сотрудничества в цепочке создания стоимости – в любом случае путем:

  1. Обеспечения того, чтобы выбор дизайна, требования к продукту и бизнес-модели способствовали повторному использованию и / или переработке без увеличения общего цикла разложения пластика и его влияния на окружающую среду в течение жизненного цикла.
  2. Разработки товаров, материалов и технологий, которые упрощают процесс сортировки и переработки.
  3. Исключения веществ, затрудняющих процесс переработки, среди которых вещества, представляющие опасность для окружающей среды и здоровья человека.

Пункт 7. Ответственное использование пластика

Наша цель: перейти к более ответственному[4] использованию пластиковой упаковки и одноразовых пластиковых изделий, стремясь к 2025 году сократить объемы производства первичных пластиковых изделий и упаковки не менее чем на 20%[5] (по весу), причем половина этого показателя должна быть обусловлена максимально возможным сокращением производства пластика.

Участники будут работать для достижения этой цели – индивидуально и посредством сотрудничества в цепочке создания стоимости – в любом случае путем:

  1. Выявления и реализации жизнеспособных вариантов ответственного использования пластика в порядке приоритета: (1) ограничение нерационального использования пластика; (2) развитие систем повторного использования; и (3) замена первичного пластика переработанным пластиком или другими устойчивыми материалами, кроме пластика.
  2. Предоставления в Годовом отчете о ходе работы (если применимо) сведений о том, почему недостаточно предпочтительных вариантов (согласно п. 1) снижения излишнего и повторного использования пластика, а также почему необходима замена первичного пластика переработанным пластиком для достижения сокращения его использования на 20%.
  3. Изучения реализуемости и масштабируемости повторного наполнения тары, залоговой стоимости и других моделей повторного использования, включая новые бизнес-модели, и реализации этих моделей на практике.
  4. Повышения осведомленности и просвещения людей о сокращении и повторном использовании пластика и других видах деятельности для достижения желаемых изменений в поведении потребителей.
  5. Стремления уменьшить количество частиц пластиковых отходов, обнаруженных в окружающей среде.
  6. Создания надежной модели оценки устойчивого развития и предотвращения замены пластика менее долговечными материалами, используя полный жизненный цикл пластика и перспективу комплексных систем.

Пункт 8. Сбор, сортировка и переработка

Наша цель: повысить в участвующих странах эффективность сбора, сортировки и переработки всех видов пластика, используемого в упаковке и одноразовой продукции, как минимум на 25%[6] к 2025 году, а также достичь стандарта качества процессов сбора, сортировки и переработки, который соответствует рыночному спросу на переработанный вторичный пластик.

Участники будут работать для достижения этой цели – индивидуально и посредством сотрудничества в цепочке создания стоимости – в любом случае путем:

  1. Предоставления населению простых и понятных инструментов и информации, таких как маркировка продукции, чтобы помочь им правильно утилизировать свои пластиковые отходы, пригодные для сортировки и переработки.
  2. Создания эффективной основы для раздельного сбора и переработки пластиковых отходов в тесном сотрудничестве с Альянсом циклического пластика.
  3. Разработки оптимальных комбинаций технологий сортировки, механической и химической переработки с минимальным воздействием на окружающую среду для обеспечения высококачественных материальных (моно)потоков, необходимых для использования в новых товарах и упаковке.
  4. Разработки стандартов качества сортировочных установок для обеспечения лучшей переработки.
  5. Разработки четких критериев производительности для механической и химической переработки.
  6. Стимулирования переработки путем существенного сокращения захоронения пластиковых отходов на полигонах и их вывоза в страны за пределами Европы.

Пункт 9. Использование переработанного пластика

Наша цель: максимально увеличить использование переработанного пластика в новых товарах и упаковке к 2025 году, при  достижении компаниями, использующими пластик, содержания в товарах и упаковке не менее 30% переработанного пластика (по весу).

Участники будут работать для достижения этой цели – индивидуально и посредством сотрудничества в цепочке создания стоимости – в любом случае путем:

  1. Создания системы, обеспечивающей безопасное использование переработанного вторичного пластика (post-consumer recycled, PCR), в частности, материалов, контактирующих с пищевыми продуктами, включая нормативно-правовую базу, касающуюся безопасности пищевых продуктов и транспортировки отходов.
  2. Совместной работы над достижением содержания в новых товарах и материалах не менее 30% переработанного пластика. Достижение этой цели будет особенно проблематичным в первые пару лет для компаний, использующих в упаковке материалы, контактирующие с пищевыми продуктами (за исключением использования (r)PET), так как передовые технологии еще не получили широкого применения и распространения на рынке, кроме того, может потребоваться корректировка законодательной базы.
  3. Повышения эффективности и качества переработки для обеспечения оптимальной доступности высококачественного переработанного пластика (в соответствии с обязательством Альянса циклического пластика на 10 миллионов тонн).
  4. Изучения новых методов поощрения для интенсификации использования переработанного пластика, например, путем экологического регулирования в программах расширенной ответственности производителя (РОП).
  5. Разработки основанных на спросе и заслуживающих доверия стандартов качества для обеспечения спроса и предложения для переработанного пластика.
  6. Содействия использованию рационально производимых и пригодных для повторного использования биопластиков[7] в дополнение к переработанному пластику, с тем чтобы сократить использование первичного пластика и выбросов CO2.

Пункт 10. Управление и контроль

Европейский пакт о пластике будет регулироваться и контролироваться следующим образом.

  1. Подписавшие стороны будут встречаться раз в год на ежегодном собрании для обмена знаниями, опытом, результатами и информацией о ходе работы.
  2. На первом ежегодном собрании участники изберут Координационный совет, в котором будут представлены все роли, описанные в Приложении 1, а также независимого Председателя. Один член, представляющий природоохранные НКО, будет избран в Координационный совет. Участники определят порядок внесения изменений в составе Координационного совета для обеспечения преемственности и хорошего представительства.
  3. Координационный совет будет отвечать за текущее управление и принятие решений.
  4. Участники, не подписавшие Пакт, могут быть приглашены Координационным советом на ежегодное собрание в качестве наблюдателей, что даст им право участвовать во всех обсуждениях и обмене знаниями, но не в принятии решений. Европейская комиссия всегда будет приглашена на ежегодные собрания и любые другие соответствующие совещания в рамках настоящего Пакта в качестве наблюдателя.
  5. Ежегодные собрания, Координационный совет и Рабочие группы будут поддерживаться Секретариатом.
  6. Рабочие группы будут создаваться только в качестве дополнительных органов по отношению к существующим группам, таким как группы Альянса циклического пластика (СРА), и опираться на работу, проделанную в рамках национальных пактов. Они могут создаваться для работы по таким вопросам, как гармонизация стандартов и руководящих принципов, сокращение и повторное использование пластика или решения конкретных проблем, например, связанных с контактом пластика с пищевыми продуктами, транспортировкой отходов или сомнительными примесями.
  7. Секретариат будет нести ответственность за обмен результатами, практическим опытом в области обучения и передовыми практиками с Подписавшими сторонами и широкой общественностью, например, через интернет-сайт www.europeanplasticspact.org.
  8. Участники будут представлять в Секретариат свои Ежегодные отчеты о ходе работы по предложенному формату, как указано в пункте 4. Правила контроля и отчетности будут разработаны с учетом существующей отчетности с минимальными дополнительными требованиями, предъявляемыми к подписавшим сторонам. Секретариат опубликует Сводный отчет о ходе работы на основе Ежегодных отчетов о ходе работы и других соответствующих данных, которые он получает, при условии одобрения со стороны Координационного совета.

Пункт 11. Правовой статус Пакта

  1. Настоящий Пакт не создает никаких прав или обязательств согласно местному, европейскому и международному праву.
  2. Европейский пакт о пластике не создает какой-либо частной или государственной организации.
  3. Вся информация, передаваемая между Подписавшими сторонами и Секретариатом в рамках Европейского пакта о пластике, считается общедоступной. Любое требование о конфиденциальности должно быть урегулировано соглашениями о неразглашении между соответствующими сторонами, созданными вне деятельности Пакта.

Пункт 12. Вступление в силу и срок действия Пакта

  1. Настоящий Пакт вступает в силу с даты его подписания и действует до 01 июня 2026 года.
  2. Срок действия настоящего Пакта может быть продлен с письменного согласия Участников, если достаточное количество Участников согласны присоединиться к продленному Пакту.

Пункт 13. Исполнение Пакта

  1. Участники начнут исполнение Европейского пакта о пластике в кратчайшие сроки после его вступления в силу.
  2. Цели и действия, изложенные в настоящем Пакте, будут выполняться в соответствии с национальным, европейским и международным законодательством, в частности с законодательством о закупках, конкуренции, государственной помощи, а также в соответствии с техническими стандартами и правилами.

Пункт 14. Изменения к Пакту

  1. Любой Участник может попросить других Участников внести поправки в Пакт в письменной форме.
  2. Внесение изменений требует согласия 75% Участников, присутствующих на ежегодном собрании.

Пункт 15. Прекращение участия в Пакте

  1. Любая Подписавшая сторона может прекратить свое участие в Европейском пакте о пластике в любое время. Секретариат опубликует письменное уведомление о выходе стороны на веб-сайте.
  2. Участие Подписавшей стороны в Пакте может быть прекращено, если у Координационного совета будут основания признать недостаток включенности или принимаемых усилий Подписавшей стороны, что может негативно повлиять на исполнение Пакта, и только после заслушивания соответствующей Подписавшей стороны.

Пункт 16. Разрешение споров

  1. Подписавшие стороны будут стремиться разрешать любые споры, связанные с этим Пактом, на основе взаимных договоренностей. В противном случае они могут представить свои разногласия для обсуждения в Координационный совет.
  2. Стремясь разрешить разногласия, Координационный совет предоставит заинтересованным Подписавшим сторонам возможность высказать свое мнение.
  3. Если по истечении шести месяцев разногласия не будут разрешены, Координационный совет предоставит свои рекомендации вовлеченным в спор Подписавшим сторонам.
  4. В случае если спор связан с неспособностью Подписавшей стороны реализовать свои цели и действия в рамках Пакта, Координационный совет может рекомендовать Подписавшей стороне принять меры по реализации этих целей и действий в течение трех месяцев или прекратить свое участие в Пакте.

Пункт 17. Новые Подписавшие стороны

  1. Новые участники могут подписать Европейский пакт о пластике, направив письменное заявление в Секретариат. Информация о том, как подать заявку, будет размещена на веб-сайте.
  2. Координационный совет может одобрить участие новых Подписавших сторон в течение одного месяца с момента получения запроса на основании следующих критериев: 
    1. новая Подписавшая сторона одобряет цели и действия, принятые в рамках Пакта;
    2. новая Подписавшая сторона может внести очевидный вклад в достижение целей Пакта;
    3. нет никаких оснований сомневаться в добросовестности Подписавшей стороны.
  3. Секретариат опубликует названия новых Подписавших сторон на веб-сайте.

Подписано: 

Организация

 

Имя

 

Должность

 

Дата

 

Подпись

 

 

Приложение 1  –  Наше общее видение

Чтобы бороться с пластиковыми отходами и причиной их образования, нам необходимо коренным образом переосмыслить способы, которыми мы производим, используем первичный и переработанный пластик. Ни одна организация или частное лицо не могут сделать это самостоятельно. Требуется системный сдвиг, включающий коллективные действия представителей бизнеса из всей цепочки создания стоимости пластика, представителей правительства и гражданского общества. Общее видение уравнивает всех участников в едином понимании того, как должна быть устроена и функционировать система. Это видение руководит поиском решений и согласует действия, предпринятые в Европейском пакте о пластике, на основе здравого смысла.

Что касается пластика, Европейская стратегия по обращению с пластиком в циклической экономике определила концепцию циклической экономики пластика в ЕС. В отношении пластиковой упаковки Глобальное обязательство «Новая экономика пластика», возглавляемое Фондом Эллен Макартур в сотрудничестве с Программой ООН по окружающей среде, объединило более 400 организаций по всей цепочке создания стоимости пластиковой упаковки в рамках общего видения циклической экономики пластика. К ним относятся производители пластиковой упаковки, производители товаров народного потребления, предприятия розничной торговли, компании, занимающиеся сбором, сортировкой и переработкой пластика, а также национальные, региональные и городские органы власти, НКО, финансовые учреждения, отраслевые ассоциации, университеты и другие международные организации, такие как Всемирный экономический форум (WEF) и Всемирный фонд дикой природы (WWF). Национальные пакты о пластике, такие как Национальный пакт Франции о пластиковой упаковке, Пакт о пластике Королевства Нидерландов и Пакт о пластике Соединенного Королевства, также предприняли действия для достижения единого общего видения циклической экономики пластика. Европейский пакт о пластике принимает это видение, поскольку оно обеспечивает глобальную основу для наших действий.

Видение и характеристики циклической экономики в отношении пластика изложены в Глобальном обязательстве «Новая экономика пластика»[8]:

Приоритетное направление – исключение из оборота пластиковой упаковки, усугубляющей проблемы пластиковых отходов и загрязнения или не являющейся необходимой, с помощью изменения дизайна, внедрения инноваций и использования новых моделей доставки.

  • Пластик предоставляет множество преимуществ. Вместе с тем, на рынке присутствуют некоторые продукты, усугубляющие проблемы пластиковых отходов и загрязнения, которые необходимо исключить из оборота для реализации циклической экономики. Иногда возможно полностью отказаться от использования пластиковой упаковки без ухудшения функциональности изделия.

Всегда, когда это возможно, реализуются модели повторного использования, чтобы уменьшить потребность в одноразовой пластиковой упаковке.

  • Хотя улучшить систему переработки пластика крайне важно, ее недостаточно, чтобы решить все текущие проблемы, связанные с пластиком.
  • Всегда, когда это возможно, следует рассматривать бизнес-модели повторного использования как предпочтительный «внутренний цикл», уменьшающий потребность в одноразовой пластиковой упаковке.

Вся пластиковая упаковка на 100% пригодна для повторного использования, переработки или компостирования.

  • Для этого требуется изменение дизайна и внедрение инноваций в бизнес-модели, материалы, дизайн упаковки и технологии переработки.
  • Использование пригодной для компостирования пластиковой упаковки не является общим решением, а предназначено для специфического, целевого применения.  Вся пластиковая упаковка используется повторно, перерабатывается или компостируется на практике.
  • Никакой пластик не должен попадать в окружающую среду. Захоронение на полигоне, сжигание и преобразование отходов в энергию не соответствуют тому состоянию циклической экономики, к которому мы стремимся.
  • Ответственность предприятий, производящих и/или продающих упаковку, выходит за рамки ее дизайна и использования и включает в себя практическое содействие в сборе и повторном использовании, переработке или компостировании такой упаковки.
  • Действия правительств имеют фундаментальное значение для организации эффективной инфраструктуры сбора отходов, стимулирования соответствующих механизмов самостоятельного финансирования и создания благоприятной нормативно-правовой среды.

Использование пластика полностью отделено от потребления ограниченных ресурсов.

  • Такое разделение должно происходить в первую очередь за счет сокращения использования первичного пластика (благодаря дематериализации, повторному использованию и переработке).
  • Использование переработанного материала необходимо (если это юридически и технически возможно) как для отказа от ограниченного сырья, так и для стимулирования спроса на сбор и переработку.
  • В долгосрочной перспективе необходимо заменить новые поступления первичных ресурсов (при наличии таковых) на возобновляемое сырье, если доказано, что оно является экологически безопасным и поступает из ответственных источников
  • В долгосрочной перспективе производство и переработка пластика должны полностью обеспечиваться за счет возобновляемых источников энергии.

В составе любой пластиковой упаковки отсутствуют опасные химические вещества. Соблюдаются требования в области безопасности жизни и здоровья всех лиц, вовлеченных в систему производства и обращения пластика, а также их иные права.

  • Необходимо прекратить использование опасных химических веществ в составе упаковки, а также их изготовление и переработку (если этого еще не сделано).
  • Фундаментально важно обеспечить безопасность жизни и здоровья, а также соблюдение прав всех лиц, вовлеченных в любой из этапов жизненного цикла пластика, и, в частности, улучшать условия труда в неофициальных секторах (например, сборщиков мусора).

Это видение описывает состояние экономики, к которому мы стремимся. Мы осознаем, что для его реализации потребуются значительные усилия, общий творческий подход и инвестиции, признаем важность решения проблем с позиции полного жизненного цикла пластика и функционирования всей системы и видим своей целью общее улучшение экономической и экологической ситуации. Прежде всего, мы признаем, что необходимо действовать уже сейчас.

Приложение 2  –  Роли

Европейский пакт о пластике призван объединить участников цепочки создания стоимости в европейском масштабе. В рамках этого сотрудничества каждая группа Участников играет свою роль в достижении целей. В этом приложении приводится краткое описание возможных ролей.

Производители пластика

Как представители промышленности, основанной на ископаемых видах топлива и биологическом сырье, производители пластика играют важную роль в разработке новых экологически чистых материалов, продуктов, упаковки и технологий, которые упрощают и повышают эффективность сортировки и переработки. Они не могут нести ответственность за сокращение использования пластика, поскольку это сокращение будет сопровождаться снижением спроса на рынке. Они действительно заинтересованы в ответственном использовании пластика. В тесном сотрудничестве с компаниями, использующими пластик, они несут коллективную ответственность за поэтапное прекращение использования веществ, препятствующих переработке, вызывающих серьезную обеспокоенность и включающих вредные примеси. Они также берут на себя инициативу по использованию экологически чистых и пригодных для повторного использования материалов на биологической основе и большему применению переработанного пластика в своей продукции, снижая потребность в ископаемом топливе.

Перерабатывающие компании

Компании по переработке отходов играют важную роль в установлении эффективных стандартов переработки. Они могут помочь компаниям, использующим пластик, разрабатывать товары и упаковку, пригодные для повторного использования и переработки. Они могут принимать участие в надежных демонстрационных проектах и инвестировать в организации, занимающиеся переработкой отходов в сотрудничестве с сортировочными компаниями для создания оптимального сочетания сортировки и переработки. Они также могут сотрудничать с компаниями, использующими пластик, для поставки достаточного количества переработанных материалов высокого качества.

Компании, осуществляющие сбор и сортировку

Компании, занимающиеся сбором и сортировкой вторсырья, играют ключевую роль в жизненном цикле пластика. Чтобы обеспечить постоянный поток высококачественных и долговечных переработанных материалов, компаниям необходимо сотрудничать с организациями по переработке и использованию пластика, а также представителями правительства, чтобы вкладывать средства в реализацию и разработку подходящих и прозрачных систем сбора, эффективных сортировочных мощностей и стандартов качества.

Компании, использующие пластик

К компаниям, которые используют пластик, относятся как производители пластиковой упаковки и товаров, так и компании, которые их используют. К ним относятся производители продуктов питания и напитков, предприятия розничной торговли (ритейлеры), гостиничный бизнес, транспортные компании, организации общественного питания и организаторы мероприятий. Они имеют решающее значение для удовлетворения спроса на товары и упаковку многократного и повторного использования, на товары, содержащие переработанные материалы, а также для разработки и финансирования систем расширенной ответственности производителей (РОП), чтобы эти стремления были устойчивыми. Они являются лидерами на пути к циклической экономике пластика благодаря выбору дизайна, требованиям к товару и бизнес-моделям, гарантируя, что такой выбор всегда приводит к положительному воздействию на окружающую среду. Также они могут информировать потребителей о вариантах повторного использования и правильного обращения с отходами с помощью маркировки.

Национальные правительства

Все страны в Европейской экономической зоне, которые стремятся активно содействовать ускорению перехода к циклической экономике пластика в своей стране, могут участвовать в Европейском пакте о пластике. Страны играют жизненно важную роль в поддержании перехода к циклической экономике пластика, создавая благоприятные условия и необходимую инфраструктуру сбора, сортировки и переработки. На национальном уровне они могут инициировать действия и обмен знаниями между партнерами, содействовать сотрудничеству и поддерживать демонстрационные проекты, повышать осведомленность, поддерживать использование переработанного материала посредством государственных закупок, поощрять схемы расширенной ответственности производителя (РОП) и устранять возможные препятствия в законодательной базе на национальном уровне. Кроме того, национальные правительства могут создать благоприятные условия для переработки пластика, существенно сократив площади полигонов.

Поддерживающие организации

Поддерживающие организации включают в себя организации гражданского общества, чье широкое, критическое видение может помочь Участникам сосредоточиться на достижении целей Пакта и сократить излишнее использование пластика. Региональные и местные органы власти могут играть координирующую роль в согласовании региональных и местных инициатив. Торговые ассоциации могут играть роль в распространении знаний и полученного опыта, например, в отношении инноваций в технологии и логистике. Поставщики технологий могут предоставить инновационные разработки, которые могут помочь в достижении целей Пакта. Образовательные учреждения могут собирать соответствующие данные, а также развивать и делиться знаниями и концептуальным пониманием с другими Подписавшими сторонами. Организации по утилизации упаковки могут играть ключевую роль в качестве катализатора, используя свои финансовые инструменты для содействия разработке решений, соответствующих концепции циклической экономики пластика.

Приложение 3  –  Основные понятия

В Европейском пакте о пластике используются следующие определения:

  1. «Пластик» означает материал, состоящий из полимера, как определено в пункте 5 Статьи 3 Регламента (ЕС) № 1907/2006, к которому могут быть добавлены примеси или другие вещества и который может функционировать в качестве основного структурного компонента конечных продуктов, за исключением природных полимеров, которые не были химически модифицированы;
  2. Источник: Директива 2019/904/ЕС о снижении воздействия некоторых пластиковых изделий на окружающую среду от 5 июня 2019 г. 

  3. «Одноразовый пластиковый товар» означает товар, полностью или частично изготовленный из пластика, который не был задуман, спроектирован или размещен на рынке для совершения в течение срока службы нескольких итераций или ротаций путем возврата производителю для восстановления или переработки для использования с той же целью, с которой он был задуман;
  4. Источник: Директива 2019/904/ЕС о снижении воздействия некоторых пластиковых изделий на окружающую среду от 5 июня 2019 г. 

  5. «Упаковка» означает все товары, изготовленные из любых материалов любого типа, которые будут использоваться для локализации, защиты, обработки, доставки и презентации продуктов, от сырья до обработанных товаров, от производителя до пользователя или потребителя. «Невозвратные» предметы, используемые для тех же целей, также считаются упаковкой. «Упаковка» состоит исключительно из следующего:
    1. торговая упаковка или первичная упаковка, то есть упаковка, задуманная таким образом, чтобы составить единицу продаж для конечного пользователя или потребителя в точке покупки;
    2. составная упаковка или вторичная упаковка, то есть упаковка, задуманная таким образом, чтобы в момент покупки образовывать группу определенного количества торговых единиц, независимо от того, продается ли последняя как таковая конечному пользователю или потребителю или служит исключительно в качестве средства пополнения полки в торговой точке; такую упаковку можно удалить из продукта, не влияя на его характеристики;
    3. транспортировочная упаковка или третичная упаковка, то есть упаковка, задуманная для облегчения обработки и транспортировки ряда торговых единиц или составной упаковки, чтобы предотвратить физический контакт и повреждение при транспортировке. Транспортировочная упаковка не включает автомобильные, железнодорожные, морские и воздушные контейнеры;
  6. Источник: Директива 94/62/EC об упаковке и отходах упаковки от 20 декабря 1994 г.

  7. «Отходы» означает любые вещества или объекты, которые владелец выбрасывает, намеревается или должен выбросить;
  8. Источник: Директива 2008/98/EC об отходах от 19 ноября 2008 г. 

  9. «Повторное использование» означает любое действие, посредством которого продукты или компоненты, которые не являются отходами, снова используются для той же цели, для которой они были задуманы;
  10. Источник: Директива 2008/98/EC об отходах от 19 ноября 2008 г. 

  11. «Переработка» означает любые действия по восстановлению, посредствам которого отходы перерабатываются в товары, материалы или вещества, как для первоначального назначения, так и для других целей. Эта операция включает в себя переработку органического материала, но не включает утилизацию отходов в качестве топлива и переработку в материалы, которые должны использоваться в качестве топлива или для обратной засыпки;
  12. Источник: Директива 2008/98/ЕС об отходах от 19 ноября 2008 г.

  13. «Компостирование» означает аэробный процесс, предназначенный для производства компоста. Компост – это структурообразующий материал для почвы, полученный путем биологического разложения смеси, состоящей, главным образом, из остатков растительного происхождения, иногда с другим органическим материалом, и имеющим ограниченное содержание минеральных веществ.
  14. Источник: Глобальное обязательство «Новая экономика пластика», основанное на ISO 472:2013, Пластик - Глоссарий.

  15. «Пригодный для повторного использования» означает, что товар или упаковка были задуманы, спроектированы и выпущены на рынок для совершения в течение своего жизненного цикла нескольких итераций или ротаций путем повторного наполнения или повторного использования с целью, с которой они были созданы;
  16. Источник: Директива 2018/852 от 30 мая 2018 г. о внесении изменений в Директиву 94/62/EC об упаковке и отходах упаковки

  17. «Пригодный для переработки» означает, что реализация сбора, сортировки и переработка упаковки или компонентов товара после его использования доказали свою эффективность на практике и в различных масштабах.
  18. Источник: Глобальное обязательство «Новая экономика пластика»

  19. «Содержание бывшего в употреблении переработанного материала» означает массовую долю бывшего в употреблении переработанного материала в пластиковом продукте или упаковке.[9]
  20. Источник: Глобальное обязательство «Новая экономика пластика», основанное на ISO 14021:2016, с изменениями, Экологические этикетки и декларации – Самостоятельные экологические заявления (экологическая маркировка типа II), Использование терминов, с изменениями (акцент на бывшем в употреблении переработанном материале)

  21. «Пригодный для компостирования» означает, что для использованных продукта, упаковки или их компонента существует успешная система сбора, сортировки и компостирования, которая отвечает соответствующим международным стандартам пригодности для компостирования и доказала свою эффективность на практике и в различных масштабах.
  22. Источник: Глобальное обязательство «Новая экономика пластика», основанное на стандартах ISO, EN, ASTM, AS.

 

[1] Источник: «Новая экономика пластика» (New Plastics Economy) Фонда Эллен Макартур.

[2] Директива об одноразовом пластике, Рамочная Директива об отходах и Директива об упаковке и отходах упаковки (the Single-Use Plastics Directive, the Waste Framework Directive, and the Packaging and Packaging Waste Directive).

[3] Эта цель затрагивает только этап проектирования. При условии продолжения работы Европейской комиссии по определению возможности повторного использования как части работы по пересмотру основных требований к упаковке. Она учитывает существующие лучшие практики в технологиях сбора, сортировки и переработки отходов.

[4] Основываясь на общепринятых стандартах и анализе жизненного цикла пластика.

[5] Относительно общего веса пластика, выпущенного на рынок в 2017 году в виде одноразовых товаров и упаковки.

[6] Таким образом, текущий, например, 30-процентный уровень переработки будет повышен до 55%. В любом случае, результат инвестиций в систему сбора, сортировки и переработки должен быть более амбициозным, чем цели, установленные в нормативной базе ЕС. Базовые критерии достижения целей рассчитываются по новому методу, установленному Директивой Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2008/98/ЕС от 19 ноября 2008 г. "Об отходах и отмене ряда Директив" (European Waste Framework Directive), и, согласно новому методу, с первого года ведения отчетности. 

[7] Объявленная структура в Европейском экологическом соглашении (European Green Deal) поможет прояснить условия, связанные с использованием пластиков на основе биологического сырья.

[8] www.newplasticseconomy.org/assets/doc/npec-vision.pdf.

[9] Использование этого термина в стандарте ISO 14021 определяет бывший в употреблении материал как материал, произведенный конечными пользователями продукта – домохозяйствами или коммерческим, промышленным и институциональным сектором, который более невозможно использовать по прямому назначению.  При этом он включает материал, возвращенный из сферы обращения.

"РазДельный Сбор" - некоммерческая организация, мы работаем благодаря вашей поддержке. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь.