
Система сбора многоразовой упаковки должна быть управляемой
Многразовая оборотная тара – отличная мера по снижению объёмов отходов. В Европейском союзе законодательство предписывает вводить многоразовую упаковку и даже устанавливает целевые показатели.
Однако при попытке обязать производителей и продавцов использовать оборотную тару европейцы столкнулись с проблемами – это множество несогласованных систем сбора многоразовой упаковки; псевдо-многоразовая упаковка, которую никто не собирает и не пускает в повторное использование; путаница в правилах, которая мешает покупателям легко пользоваться оборотной упаковкой.
Еврокомиссия предлагает использовать объединённые управляемые системы сбора многоразовой упаковки, чтобы циклическая экономика заработала в полную силу.
На брифинге в мае 2022 года были представлены рекомендации по созданию хорошо управляемых объединённых систем, которые помогут в создании законодательства о повторном использовании.
Источник (.pdf): The need to set essential criteria for setting up managed pool systems
Перевод (.pdf): Необходимо установить существенные критерии для создания управляемых объединенных систем
Переводчик: Ирина Вадеева
The Russian translation was funded by the Association for Ecology and Environmental Protection «Separate Waste Collection» NGO, Russia.
Публикация настоящего материала на русском языке стала возможна благодаря волонтёрам Ассоциации в сфере экологии и защиты окружающей среды «РазДельный Сбор» и проекту «Помощь рядом — Яндекс».
Оглавление
- Введение
- Определение управляемых объединенных систем сбора многоразовой упаковки
- Важнейшие критерии успешно управляемых объединенных систем многоразовой упаковки
- Преимущества создания важнейших критериев для объединенных систем многоразовой упаковки
- Заключение
Введение
Еврокомиссия выразила заинтересованность в создании обязательных мер, призванных способствовать предотвращению образования отходов и повторному использованию в рамках пересмотра Директивы ЕС «Об упаковке и упаковочных отходах»; в настоящее время в качестве таковых изучается ряд политических мер от целевых показателей по повторному использованию до стандартизации.
Целевые показатели являются важнейшим инструментом для запуска необходимых изменений в сфере упаковки в Европе, а также проверенным механизмом, чтобы создать правовую определенность и задать направление для законодательства. Однако введение целевых показателей по повторному использованию само по себе, без сопутствующих мер и рекомендаций, может повлечь проблемы на этапе их внедрения, например, неэффективность, обособленность и разрозненность систем сбора многоразовой упаковки; псевдо-многоразовая упаковка, которую фактически не возвращают и не используют повторно; отсутствие у малого и среднего бизнеса доступа к схемам многоразовой упаковки; опасения, связанные с крупными инвестиционными расходами предприятий; отсутствие сотрудничества между предприятиями; путаница среди потребителей, и многие другие.
Дискуссии по этому вопросу предполагают, что стандартизация определенных элементов процесса, например, упаковки или процесса очистки, является ключевым фактором успеха. Рассматривая текущие успешные примеры в области многоразовой упаковки в Европе, действительно, можно отметить определенную степень стандартизации упаковки, логистики или процессов очистки. Тем не менее, главная причина успеха заключается в самой системе объединения ресурсов, которая обеспечивает централизованную структуру управления, право собственности, общий доступ и добровольно принятые стандарты качества и эффективности. Это позволяет избегать проблем, возникающих при использовании исключительно стандартной упаковки, без централизованного управления объединенной системой.
В связи с этим, а также исходя из существующего мирового опыта, можно выделить веские аргументы в пользу того, что хорошо управляемые объединенные системы сбора многоразовой упаковки являются ключевым инструментом, обеспечивающим эффективность работы систем повторного использования, а также в пользу их использования как важнейшего сопутствующего инструмента для достижения любых целевых показателей по повторному использованию. Данный документ призван дать рекомендации по этой теме и представить предложения политик, которые следует учитывать при разработке законодательства ЕС о повторном использовании.
Определение управляемых объединенных систем сбора многоразовой упаковки
В сфере многоразовой упаковки можно выделить три вида систем:
- Управляемые объединенные системы: Отличительной чертой этих систем является центральная организация, ответственная за организацию и мониторинг общей системы упаковки.
- Неуправляемые объединенные системы: Это системы, которые используют некую стандартизированную систему или упаковку, но не имеют централизованного управления.
- Индивидуальные системы: Это системы, которые организованы и управляются отдельной компанией для нужд ее собственной упаковки.
Управляемая объединенная система является системой упаковки, состоящей из одной (или нескольких) первичных и, если необходимо, вторичных («возврат из дома» или «возврат в пути») емкостей, которая:
- Используется совместно определенными производителями/упаковщиками на региональном, национальном или межнациональном/общеевропейском уровне;
- Имеет формальную структуру управления;
- Основана на определенных стандартах и нормах, суть которых гарантирует свободное перемещение упаковки среди всех участников объединения (производителей/упаковщиков) и соответствующих заинтересованных лиц (например, представителей торговли).
Управляемые объединенные системы отличаются следующими преимуществами:
- Повышенная эффективность — стандартная («объединенная») упаковка может использоваться и возвращаться всеми участниками системы, что сокращает расстояние транспортировки, улучшает логистические процессы и упрощает процесс сортировки;
- Сокращение инвестиций и эксплуатационных расходов;
- Снижение индивидуальных рисков для компаний;
- Малый и средний бизнес может легко присоединяться к объединенным системам повторного наполнения;
- Более высокий уровень справедливости, поскольку к каждому участнику объединения относятся одинаково;
- Различные производители упаковки могут изготавливать емкости для объединенной системы на основе определенных стандартов;
- Возможность расширить масштаб повторного использования в течение короткого периода времени.
Важнейшие критерии успешно управляемых объединенных систем многоразовой упаковки
Не существует универсального подхода для организации управляемой объединенной системы. Однако на основании имеющегося опыта можно оценить, какие подходы с большей вероятностью будут результативными. По этой причине желательно, чтобы при определении целевых показателей по повторному использованию ЕС предоставлял рекомендации и сопутствующие меры поддержки в вопросах выбора инструментов, наиболее подходящих для достижения таких показателей, а также в вопросах ключевых показателей, обеспечивающих достижение эффективности и инклюзивности.
Чтобы система повторного использования соответствовала возлагаемым на нее ожиданиям, были выделены следующие ключевые критерии:
- Формализованная структура управления: Система должна иметь четко определенную структуру управления, отвечающую за руководство системой и гарантирующую достижение целевых показателей и задач системы.
- Право собственности на общую упаковку: оно может принадлежать либо объединенному оператору, либо участникам объединения. Для совместного использования определенного вида упаковки, объединение должно определить, какие виды упаковки он будет использовать и какие нормы применять.
- Сотрудничество при настройке системы: В настройке процесса должны участвовать более двух участников (следует поощрять участие основных игроков рынка, партнеров по логистике и розничной торговле). Управлять процессом (частично или полностью) может нейтральная организация, в обязанности которой входит привлечение заинтересованных сторон и согласование договоренностей по управлению объединением и требованиям к упаковке.
- Инклюзивность: Равный доступ и справедливые условия для всех участников рынка имеют решающее значение, чтобы позволить малому и среднему бизнесу участвовать в системе, которую они не смогли бы организовать самостоятельно.
- Прозрачность и отчетность: Деятельность объединенной системы должна осуществляться с использованием систем отчетности о поступлении, передаче и отбраковке, например, бутылок/ящиков/коробок в систему на основе подтвержденных данных, в частности:
• Каждый участник объединения должен установить количественный показатель (квоту), например, для многоразовых коробок или нового стекла относительно скорости обращения. В целом, необходимо обеспечить доставку и возврат многоразовой упаковки розничным торговцам/оптовикам.
• Данные о количестве многоразовой упаковки, поступившей на рынок и возвращенной в течение определенного срока, должны быть доведены до сведения центрального руководящего органа. - Свободное перемещение упаковки: Необходимо обеспечить свободное обращение упаковки между всеми участниками объединения (производителями/упаковщиками) и соответствующими заинтересованными лицами в любое время.
- Внутренние стандарты: Система определяет набор стандартов для функционирования объединения. Они могут включать, среди прочего:
• Определение разрешенных продуктов для емкостей;
• Определение утвержденных методов наполнения;
• Стандарты качества емкости, ее применения и эксплуатации (например, стандарты очистки);
• Другие стандарты (например, межрегиональный обмен излишками мощности, сотрудничество с розничной торговлей, меры по сортировке и т.д.). - Справедливое распределение прибыли и расходов: При корректной настройке и грамотном управлении система должна обеспечивать справедливое распределение затрат и выгод между участниками объединения.
Преимущества создания важнейших критериев для объединенных систем многоразовой упаковки
С точки зрения разработки руководства существует ряд преимуществ, связанных с определением основных критериев для объединенных систем:
- Эффективное внедрение и отслеживание целевых показателей по повторному использованию;
- Предотвращение ситуаций, когда компании используют псевдо-многоразовые товары и решения с высокой долей индивидуализации;
- Предоставление рынку времени, а также возможности адаптироваться к потребностям различных отраслей (комментарий 1);
- Разработка «инструкции» и комплексных руководств для государств - членов ЕС, где многоразовая упаковка еще не внедрена и которые, следовательно, более подвержены ошибкам при внедрении систем повторного использования.
- Организованные объединения с управляющим центром наиболее заинтересованы в том, чтобы самостоятельно определять стандарты своей работы, так как это позволяет снизить затраты. В результате снижается потребность устанавливать такие стандарты централизованно со стороны ЕС, что могло бы оказаться невыполнимой или очень разнородной задачей для определенных подходов.
- Позволяет избежать слишком детализированных стандартов. Хотя концепция многоразовой упаковки кажется простой, процессы поступления, распределения и очистки зависят, в частности, от канала сбыта, типа продукта, отрасли и конкретного производителя (комментарий 2) .
- Позволяет избежать слишком общих стандартов. Вместе с тем, учитывая специфику систем многоразовой упаковки (как упоминалось выше), стандарты могут быть слишком общими, чтобы учесть все возможные обстоятельства. В таком случае управление также не обеспечит эффективности системы.
- Обеспечивается потребность в региональной принадлежности для определенных систем повторного использования. Иногда стандарты многоразовой упаковки могут действовать в нескольких регионах и даже государствах, но обычно этого не требуется. Лучше сделать акцент на корректности объединения системы, чем на поиске «универсального» европейского подхода к форматам упаковки, процессам очистки и т.д.
- Контроль качества. Благодаря управлению объединенных структур существует общий контроль тех вопросов, которые имеют решающее значение для поддержания работоспособности системы, таких как:
• Количество многоразовой упаковки в обороте объединения на заданный момент;
• Качество многоразовой упаковки в обороте объединения (например, качество используемого материала, количество оставшихся циклов оборота упаковки в объединенной системе);
• Количество новой высококачественной многоразовой упаковки, которое каждая компания привносит в объединение (комментарий 3).
Заключение
Целевые показатели по повторному использованию являются ключевыми для выбора направления развития и формирования правовой определенности, но они требуют руководства по созданию систем с корректной инфраструктурой, способной обеспечить массовость повторного использования.
В ближайшие годы мы станем свидетелями создания сотен объединенных систем многоразовой упаковки по всей Европе и за ее пределами. Поэтому крайне важно, чтобы новое законодательство ЕС устанавливало четкие критерии того, как должны функционировать эти объединенные системы. Примечательно, что они должны управляться централизованно; обеспечивать справедливое распределение затрат и выгод; иметь в своем составе коллективные руководящие структуры; устанавливать целевые показатели по возврату упаковки; утверждать минимальные значения для оборота в соответствии с актуальным научно-техническим уровнем развития; а также устанавливать обязательства по прозрачности. Вот почему мы настоятельно рекомендуем учитывать вышеупомянутые Существенные критерии для создания объединений и дальнейшие меры по поддержке внедрения объединённых систем.
Комментарии
- Например, в Германии существует около 34 унифицированных типов бутылок для напитков разных размеров и цветов, предназначенных для разных целей (пиво: 17, вода и безалкогольные напитки: 12, сок: 5). Если бы такие форматы упаковки В2В были стандартизированы на уровне ЕС, потребовалось бы учесть все эти критерии. Такие усилия по стандартизации могли бы встретить негативную реакцию со стороны производителей – они могли бы препятствовать внедрению инноваций и не оказывать содействия в вопросе стандартизации. С другой стороны, полное отсутствие регулирования оставляет чрезмерно много пространства для негативного воздействия на целевые показатели по повторному использованию. Продвижение хорошо управляемых объединенных систем позволит не только создать оптимальную упаковку для всех участников объединения, но и установить ряд норм, обеспечивающих эффективность систем.
- Например, один производитель минеральной воды может использовать в процессе очистки больше моющего средства и более низкую температуру, а другой – меньше моющего средства и более высокую температуру. Оба будут соответствовать соответствующим гигиеническим стандартам. Более того, общие стандарты качества относительно безопасности и гигиены устанавливаются соответствующим законодательством о пищевых продуктах, поэтому специальное регулирование для многоразовой упаковки не требуется.
- Такая прозрачность пресекает несправедливые ситуации, которые могли бы побудить компании использовать индивидуальные решения, в результате которых объединение утратило бы стабильность. Такая проблема уже существует в странах с действующими системами многоразовой упаковки, где игроки рынка привыкли к ней и осознают свои преимущества (например, Германия). Следовательно, еще большие проблемы могут ожидаться в странах, где благодаря целевым показателям, установленным в Директиве «Об упаковке и упаковочных отходах», начнется развитие в направлении многоразовой упаковки.
«РазДельный Сбор» — некоммерческая организация, мы работаем благодаря вашей поддержке. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь.
Поддержать «РазДельный Сбор»
Вам будет интересно: