Захоранивать, сжигать, перерабатывать или сокращать?

Проблема пластика давно вышла за рамки отдельных государств. Из более 7 миллиардов тонн пластиковых отходов переработано всего 10%. В ООН проходит обсуждение международного соглашения о пластиковых отходах, Россия участвует. О переговорном процессе и о том, как можно решать «пластиковую» проблему и какие сложности есть на этом пути, говорили эксперты, учёные, представители бизнеса и органов власти на круглом столе в Общественной палате РФ накануне Дня эколога, 4 июня.
Представитель Минприроды отметил разницу подходов к проблеме со стороны России и европейских стран. Россия не готова отказываться от производства полимеров и продолжит добычу углеводородов. Вместе с тем, эксперты отметили важность развития экономики замкнутого цикла, которая предполагает раздельный сбор и переработку вторсырья, а также предотвращение образования отходов.
Татьяна Нагорская, руководитель «РазДельного Сбора» и член Экологического совета при Общественной палате РФ, обратила внимание, что при развитии циклической экономики все те полимеры, которые человечество уже произвело и произведёт в ближайшее время, должны вернуться в экономический цикл. Уменьшение производства одноразовых предметов и использование в экономике накопленного пластика позволит со временем уменьшить добычу углеводородов. О чём ещё говорила Татьяна?
Можно ли решить проблему отходов раздельным сбором или платежами в бюджет
«Какова цена этого стаканчика? — у Татьяны в руках полипропиленовый одноразовый стакан для воды. — Если мы продумаем на этапе производства весь путь этого предмета от первичной гранулы до вторичного продукта и заложим все этапы в цену, он будет золотым!» Поэтому ни экосбор, ни переработка вторсырья — не панацея. Нужно продумывать более системные решения: нужна унификация упаковки, запрет неперерабатываемых материалов, оборотная тара и повторное использование.
Проблемы раздельного сбора в России
В последнее время в стране стагнировал раздельный сбор отходов. У переработчиков вторсырья сложности: у многих приостановлена лицензия и требуется время, чтобы её восстановить. Чтобы попасть в реестр переработчиков, нужно пройти длительный процесс и соответствовать строгим требованиям. Поэтому в реестре пока не так много компаний и существенно сократилось число переработчиков, которые могут участвовать в РОП — утилизировать упаковку, за которую отвечают производители и импортёры, и выдавать официальные документы.
В результате с улиц уходят контейнеры для сбора отдельных фракций. А ведь именно многофракционный сбор даёт чистое вторсырьё, востребованное рынком и нужное для циклической экономики.
Отрасль обращения с отходами потребления фактически монополизирована региональными операторами. «Мы все стали заложниками этого противоречия, — говорит Татьяна. — С одной стороны, регоператоры — монополисты, с другой — они сами находятся в неблагоприятных условиях. Их экономическая модель препятствует развитию многофракционного раздельного сбора. Почему? В территориальных схемах закладывают строительство объектов сортировки для 100% отходов потребления региона. Эти объекты называют «комплексы переработки отходов» (КПО), хотя на самом деле там лишь отделяет некоторые фракции из смешанного потока, качество такого вторсырья очень низкое».
Получается, что никакое вторсырьё не сможет миновать объекта сортировки. А значит, на контейнерной площадке будет невозможно разделять отходы на фракции, которые поедут сразу на переработку и дадут вторсырьё хорошего качества.
Если региональный оператор позволит собирать на контейнерной площадке отдельные виды фракций или сам будет развивать раздельный сбор, то до сортировочного комплекса доедет меньше вторсырья, а значит показатели недотянут до плановых. То же самое произойдёт, если в регионе удастся снизить образование отходов: цель по снижению отходообразования будет выполнена, а показатели по стопроцентной сортировке отходов — нет. «Коллеги сегодня завидуют регионам, у которых ещё не построены объекты сортировки для 100% отходов потребления, — горько шутит Татьяна. — Важно доработать нормативные акты, чтобы убрать это противоречие».
Много ли пластика в мусорном ведре?
Говоря о «пластиковых отходах», многие представляют себе прозрачную бутылку ПЭТ, которую легко выбрать и переработать. Но в составе бытовых отходов пластик составляет около 10-12%, из них меньше 10% приходится на бутылки и флаконы. Большая часть пластиковых отходов — это плёнки, в том числе из смеси материалов, которые невозможно переработать одновременно.
Очень важно исследовать состав (морфологию) отходов, чтобы понимать, что содержится в мусорном ведре и какая судьба ждёт те или иные материалы. Полипропилен хорошо перерабатывается. Но перерабатываемую крышку от сметаны или стаканчик для воды невозможно выбрать на сортировке, потому что они неотличимы от таких же изделий из ПЭТ, ПС или ПВХ. Поэтому они не будут переработаны.
Это значит, что нужно унифицировать упаковку и переходить на многоразовую тару.
Залоговая стоимость тары и закон о депозите
Сегодня цифровизация позволяет кофейням объединять усилия и вместе использовать пул многоразовых стаканов для кофе навынос. С покупателя берут залог, который вернётся после возврата посуды или предоставляют посуду бесплатно https://emkost.io/, с условием возврата.
Но ситуация с залоговой стоимостью упаковки товаров в сфере торговли гораздо сложнее. Если производитель заложит в цену товара залоговую стоимость тары, то в магазине с этого депозита возьмут налог. Депозит должен быть неразменным и возвращаться покупателю, когда он сдаёт бутылку в условный фандомат. Для этого нужен закон о залоговой стоимости тары. Экономический стимул — отличный инструмент для того, чтобы потребитель сам донёс упаковку до места сбора и сдал её по всем правилам. Это могут быть не только бутылки. Система залоговой стоимости тары поможет развитию оборотной тары для продуктов и напитков.
«Проблему пластикового загрязнения нужно решать комплексно: предотвращать образование отходов, производить меньше пластика, унифицировать упаковку, использовать тару много раз», — подытожила Татьяна Нагорская.
Обсуждая выступление Татьяны, председатель комиссии ОП РФ Елена Шаройкина предложила оформить отдельную резолюцию и пригласить на дальнейшие заседания представителей профильных ведомств: Минприроды, Минэкономразвития, Минпромторг, ППК РЭО.
О чём ещё говорили на круглом столе
Несколько выступлений на круглом столе были посвящены научным разработкам по утилизации пластика, а также влиянию микропластика на экосистемы и здоровье человека.
Обсуждали законопроект о запрете изделий из одноразового пластика в окрестностях озера Байкал. Проект прошёл первое чтение в Госдуме и застопорился уже более чем на два года. Подготовка ко второму чтению идёт тяжело. Следить за судьбой законопроекта можно на сайте Госдумы https://sozd.duma.gov.ru/bill/154856-8.
Яна Пауль из «Группы ЭкоЛайн» рассказала о ежеквартальных исследованиях морфологии отходов. В баке для вторсырья в среднем 15% составляет пластик. «ЭкоЛайн» отбирает 20 видов, но не все из них удаётся реализовать для дальнейшего использования. Большую проблему составляют пищевые отходы — это почти половина всех отходов.
Максим Ремчуков из компании «Сибур» говорил о производстве ПЭТ-гранулы «Вивилен» с использованием вторсырья и о том, как важно развивать сбор чистого вторсырья в местах образования. В ходе реформы важно не заменять один одноразовый материал на другой, но развивать многоразовые решения. Механизм РОП должен помогать производителям выбирать устойчивые материалы для своих товаров и упаковки.
Команда «РазДельного Сбора» благодарит Общественную палату РФ и Елену Шаройкину за полезный и интересный круглый стол. Очень рекомендуем посмотреть запись трансляции.
Запись трансляции круглого стола:
Выступление Татьяны Нагорской — 1:09:46.
Текст подготовлен на основе выступления Татьяны Нагорской и других докладчиков на Круглом столе в Общественной палате РФ 4 июня 2025 года
«РазДельный Сбор» — некоммерческая организация, мы работаем благодаря вашей поддержке. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь.
Поддержать «РазДельный Сбор»