Пилотные проекты по раздельному сбору отходов в Петербурге в 2022 году

Дата публикации: 13.05.2022

С приходом в Санкт-Петербург в 2022 году «мусорной реформы» региональные власти должны определиться со схемой обращения с отходами. До конца августа в городе действуют два пилотных проекта, которые призваны выбрать оптимальную модель раздельного сбора отходов. В чём смысл пилотных проектов и какая система сбора вторсырья лучше, рассказали эксперты движения «РазДельный Сбор». 

С 2022 года в Петербурге за обращение с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) отвечает единый региональный оператор – «Невский экологический оператор» (НЭО). Вместе с региональными властями и вывозящими компаниями регоператор должен выстроить эффективную работу с отходами. Как это сделать точно не знает никто.

В течение 10 лет в регионе развивается раздельный сбор – заготовители и перерабатывающие предприятия устанавливают контейнеры для сбора отдельных фракций вторсырья, в том числе во дворах жилых домов по инициативе жителей. Сегодня во всех районах города можно сдать большинство ходовых фракций вторсырья – бутылки ПЭТ, флаконы ПНД, стекло, металл, макулатуру.  

Существующая система сбора вторсырья - контейнеры для разных фракций от разных перерабочкиков и заготовителей. Фото: Артэко
Существующая система сбора вторсырья - контейнеры для разных фракций от разных перерабочкиков и заготовителей. Фото: Артэко

Изменится ли эта хрупкая система с приходом регоператора? Что думают в правительстве, как настроен НЭО? Об этом рассказали руководитель «РазДельного Сбора», член экологического совета при губернаторе Татьяна Нагорская и руководитель отдела внедрения придомового раздельного сбора нашего движения Анна Смирнова на апрельской встрече с волонтёрами «РазДельного Сбора».

Как организуется раздельный сбор в рамках «мусорной реформы»?

В решении проблемы отходов задействовано много действующих лиц. Чиновники, Комитет по природопользованию, федеральные органы, заготовители, региональный оператор. Каждый действует по своему собственному разумению, которое продиктовано привычками и  представлениями о критериях, которым должны соответствовать проекты. Так, экономическая рентабельность чаще рассматривается в краткосрочной перспективе, а анализ тарифов сводится к тому, что нельзя повышать цены для жителей. Законодательство, регулирующее обращение с отходами, допускает различные толкования. В отсутствие чёткой пошаговой стратегии все причастные действуют крайне несогласованно. Сторонникам раздельного сбора и переработки важно понимать следующее:

  1. Ни раздельный сбор отходов, ни раздельное накопление отходов в Российской Федерации обязательным не является.
  2. Решение о том, каким образом внедрять раздельный сбор, находится в ведении субъектов федерации. Каждый регион сам решает, как внедрять раздельный сбор.
  3. Раздельный сбор отходов в нашем понимании – сбор чистых материалов для переработки – по закону не относится к полномочиям регионального оператора. Регоператоры отвечают только за твёрдые коммунальные отходы (ТКО).
 

Эксперты Ассоциации «РазДельный Сбор» уверены, что раздельный сбор отходов должны внедрять частные компании с помощью такого института, как расширенная ответственность производителя (РОП). А региональные операторы должны заниматься сбором смешанных отходов и внедрять раздельный сбор только пищевых отходов. Так они будут отвечать исключительно за твёрдые коммунальные отходы, что соответствует законодательству.

В Петербурге с начала 2022 года началась «мусорная реформа». Что это значит для города?

В Петербурге единственный региональный оператор – «Невский экологический оператор». С 2022 года он отвечает за обращение с отходами в городе. Все мы стали свидетелями проблем с вывозом в том числе и смешанных отходов с введением новой системы. Отвечая за всесь объём работы с ТКО, о раздельном сборе отходов регоператор думает не в первую очередь.

Администрацией города принято решение, что раздельное накопление отходов в Санкт-Петербурге будет. Но какое оно будет, пока не понятно. «НЭО» ещё не выработал экономическую модель, по которой будет работать система: какие организации будут ответственными, как будет оплачиваться вывоз, установка контейнеров, переработка, кто получит прибыль при продаже вторсырья. Всё это не регулируется федеральным законодательством.

Правительство ищет возможности снижения тарифов для населения на вывоз смешанных отходов. Это возможно, когда есть придомовые контейнеры сбора различных фракций: объём ТКО уменьшается, и можно уменьшить плату за его вывоз. Но если регоператору предписывают продавать вторсырьё, у него не будет резона отдавать вторсырьё частному бизнесу. Это серьёзно угрожает существующей системе сбора вторичных материалов. Тем не менее, в руководстве регоператора считают, что в Петербурге могут сосуществовать разные модели сбора отходов из-за разнообразия типов застройки города. 
  
До конца лета 2022 года «НЭО» и Комитет по природопользованию должны определиться какой формат раздельного сбора отходов будет зафиксирован в Петербурге: многофракционный или двухпоточный. Обсуждение на Экологическом совете при Губернаторе Санкт-Петербурга показало, что регоператор «НЭО» и Комитет по природопользованию считают многоконтейнерный сбор подходящим для нашего города. Они видят, что люди привыкли к тому, что для разных видов вторсырья установлены разные контейнеры. Но и у двухконтейнерного метода есть свои сторонники. До конца лета ведомства должны провести исследование и сделать выводы о подходящем формате раздельного сбора отходов. Решение примет региональное правительство.  

В рамках исследования регоператор запустил пилотный проект двухпоточной системы сбора отходов в Московском районе Санкт-Петербурга. Одновременно проходит эксперимент по внедрению многофракционного сбора в Калининском и Красногвардейском районах за счёт средств РОП (расширенной ответственности производителей).

Двухпоточная и многофракционная системы сбора отходов

Привычная для петербуржцев система сбора отходов – это контейнеры для приёма отдельных фракций. Контейнеры для ПЭТ, ПНД, стекла, макулатуры установлены во всех районах города. 

В отдельных контейнерах удаётся собирать чистое вторсырьё. Психологически сложно выбросить грязный пакет в контейнер, где лежат только бутылки ПЭТ или только макулатура. Содержимое каждого контейнера забирают переработчики конкретных фракций. Они получают высококачественное вторсырьё, из которого производят хорошие материалы.

За 10 лет в Санкт-Петербурге сформировалась высокая культура обращения с перерабатываемыми отходами. Велика доля горожан, готовых разделять вторсырьё на фракции, развивается рынок ответственных вывозящих компаний и переработчиков. Растёт число многоквартирных домов, внедривших раздельный сбор отходов в своих дворах. Эта система должна быть сохранена.


Один из примеров существующего многофракционного раздельного сбора в Петербурге. Фото: Петро-Васт 

Альтернативный взгляд на раздельный сбор – двухпоточная система – предполагает всего два контейнера: один для смешанных отходов, другой для отходов, подлежащих переработке.

Подробнее о двухпоточной системе читайте в статье «Двухпоточная система сбора отходов»

Основные недостатки двухпоточной системы:

  • При кажущейся простоте принципа разделения отходов новички часто не понимают, что класть в контейнер для вторсырья. Они кладут туда всё, что считают пригодным к переработке, увеличивая процент засора.  
  • Визуально содержимое контейнера для вторсырья выглядит как смесь отходов, поэтому в него выбрасывают всё подряд. Только высокомотивированные жители помнят инструкцию или готовы прочитать надпись на контейнере, интуитивно не понятно что куда класть. 
  • При такой системе жители редко соглашаются споласкивать вторсырьё, выливать содержимое и сжимать бутылки. 
  • При подпрессовке в мусоровозе стекло ломается, вторсырьё загрязняется жидкостью из бутылок и органическими отходами, которые нередко выбрасывают в контейнер для вторсырья неразобравшиеся жители.
  • Смесь вторсырья вывозится на пункт сортировки, где в полуавтоматическом режиме разделяется на фракции. Качество вторсырья низкое из-за засора стеклом, органикой. Процент выбираемых фракций небольшой. 
  • Логистика неоптимальна по сравнению с многофракционной системой: сначала смесь везут на досортировку, зачастую за сотни километров, а затем вновь перевозят на заводы по переработке каждой фракции.
Контейнерная площадка для двухпоточного сбора в Москве. Фото: РазДельный Сбор Москва

Нужно ли менять систему в Петербурге?

В России любая смесь отходов, даже если они предназначены для переработки, относится к категории твёрдых коммунальных отходов (ТКО). За вывоз ТКО платят жители. Сейчас в Петербурге придомовые контейнеры для отдельных фракций вторсырья вывозят компании-заготовители бесплатно, при этом объём ТКО уменьшается, и при оплате за фактически вывезенные отходы можно снизить плату за вывоз мусора. При двухпоточной системе оба контейнера считаются за ТКО и за вывоз обоих нужно платить. С этой точки зрения многофракционная система лучше для жителей.

Нередко региональные власти в своих расчётах с оператором учитывают его прибыль от продажи вторсырья. Региональному оператору невыгодно «отдавать» вторсырьё сторонним заготовителям несмотря на очевидные преимущества многофракционного сбора. 

Какой подход выберет администрация города и региональный оператор, будет зависеть от результатов двух пилотных проектов. 

Пилотные проекты 

«Экоответ» в Калининском и Красногвардейском районах Санкт-Петербурга

Это совместный проект «Невского экологического оператора», Ассоциации производителей товаров и упаковки «РусПРО» и компании-переработчика «Артэко». В проекте участвуют 100 контейнерных площадок – по 50 в Калининском и Красногвардейском районах.

«РусПРО» - это Ассоциация производителей и импортёров, осуществляющих самостоятельное выполнение нормативов по утилизации отходов от использования товаров и упаковки. Через «РусПРО» компании-члены реализуют расширенную ответственность производителей (РОП). Производители и импортёры поручают компании организовать раздельный сбор отходов от населения и утилизацию их упаковки. Надо заметить, что затраты на сбор и переработку производители включают в цену товаров. Поэтому, в правильно настроенной системе РОП если вы не покупаете какой-то товар, то вы и не оплачиваете переработку его упаковки.

Компания «РусПРО» договорилась с известным переработчиком вторсырья «Артэко» о совместном проекте. «РусПРО» оплачивает закупку и установку контейнеров, транспортировку собранных отходов и их досортировку. После чего «Артэко» перерабатывает упаковку, а «РусПРО» закрывает обязательства по РОП своих членов.

Для того, чтобы установить на площадках контейнеры, нужно согласие регионального оператора. С лета 2021 года «РусПРО» и «Артэко» вели переговоры с региональными властями и регоператором, и заручились их поддержкой. В декабре начали появляться контейнеры, которые содержатся за счёт средств РОП.

Несмотря на некоторые проблемы, сейчас на 50 контейнерных площадках стоят контейнеры: жёлтый под сбор пластиковой упаковки, тетрапака и металлической упаковки, синий под макулатуру и серый для стекла.

Пилотный проект «Экоответ» позволит просчитать экономику такой организации сбора.       

Площадка для сбора вторсырья «Экоответ». Фото: Артэко 

Пилотный проект по двухпоточному сбору в Московском районе

Двухпоточная система хорошо изучена и в мире, и в нашей стране. Опыт Москвы, где два контейнера установлены на каждой контейнерной площадке с января 2020 года, говорит о том, что даже при значительных усилиях регионального правительства и оператора «Эколайн» по информированию населения, двухпоточная система не даёт хороших результатов. По данным «Эколайн», на переработку попадает менее 20% отходов. Качество вторсырья оставляет желать лучшего. 

Мировой опыт и здравый смысл говорит нам, что для того, чтобы в контейнере для вторсырья не было засора, нужно, чтобы контейнер визуально отличался от обычной помойки и в нём собирался один вид вторсырья. Иными словами, эффективной будет многофракционная система сбора вторсырья.

Тем не менее, власти Санкт-Петербурга и региональный оператор «НЭО» решили провести пилотный проект по внедрению двухпоточной системы сбора вторсырья в Московском районе. По окончании срока двух пилотных проектов они сравнят экономические показатели двухпоточной системы и многфракционного сбора в Калининском и Красногвардейском районах. На пилотных площадках ставят два контейнера — по одному для вторсырья и смешанных отходов, также их называют «мокрый» и «сухой». В контейнер для вторсырья можно сдавать ПЭТ, ПНД, полипропилен 05, тетрапак, алюминий, жесть, стекло и макулатуру. Собранная смесь вывозится компанией Автопарк №1 «Спецтранс» на сортировочный комплекс в Обухово, где в полуавтоматическом режиме вторсырьё делится на фракции и отправляется на переработку. 

Контейнер для вторсырья в Московском районе. Фото: Невский экологический оператор

Какие вопросы есть у «РазДельного Сбора» к этому проекту?

  1. У «Спецтранса» есть контейнерные площадки, на которых он собирет отдельные фракции. Будут ли эти контейнеры обслуживаться одним и тем же мусоровозом с двухпоточкой? Если так, то чистое вторсырьё из отдельных контейнеров будет неизбежно испорчено засором из двухпоточной системы. А это нивелирует усилия тысяч людей, которые привыкли разделять дома вторсырьё и пока ещё уверены, что из него получатся вторичные материалы хорошего качества.
    Площадка для сбора бумаги, пластика, стекла компании Автопарк №1 «Спецтранс». Фото: Автопарк №1 «Спецтранс»
  2. За чей счёт реализуется пилотный проект? Автопарк №1 «Спецтранс» является перевозчиком твердых коммунальных отходов. Его работа оплачивается жителями через регионального оператора из тарифа. «Спецтранс» утверждает, что пилотный проект реализуется им «на свои деньги». Но мы не можем этого проверить.
  3. Может ли общественность доверять тем данным, которые по результатам пилотного проекта будут предоставлены перевозчиком региональному оператору? Не получится ли так, что они окажутся более «выигрышными» по сравнению с уже работающей в городе и доказавшей свою эффективность многофракционной системой сбора?

Мнение экспертов «РазДельного Сбора» о пилотном проекте двухпоточного сбора вторсырья

«РазДельный Сбор» опасается, что пилотный проект может стать инструментом для лоббирования внедрения двухпоточной системы на всей территории Санкт-Петербурга. В этом случае неизбежно будет уничтожена работающая сейчас система сбора чистых отдельных фракций вторсырья, над которой в течение 10 лет работали общественники, горожане и частные заготовители. В Санкт-Петербурге сформировалась высокая культура обращения с отходами. По сравнению с ней двухконтейнерная система – это огромный шаг назад.

Мы будем задавать вопросы «Спецтрансу», в том числе через депутатов Законодательного собрания и надзорные органы.

Если вы живёте недалеко от пилотных площадок, присылайте нам фотографии двухпоточных контейнеров и сообщайте всё, что покажется вам заслуживающим внимания. 

Пользуйтесь контейнерами для сбора отдельных фракций или относите вторсырьё на пункты приёма или в экоцентры, которые перечислены в статье «Экоцентры Петербурга».  Недавно в Московском районе открылся экоцентр «Собиратора», куда можно сдать почти все перерабатываемые сегодня в городе материалы.

«РазДельный Сбор» поддерживает регоператора «НЭО» и Комитет по природопользованию в их мнении об эффективности многоконтейнерной системы для Петербурга и надеется, что результаты пилотных проектов позволят оставить в городе работающую систему, и многофракционный сбор будет развиваться.   
 

«РазДельный Сбор» — некоммерческая организация, мы работаем благодаря вашей поддержке. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь.