EC: «Энергия из отходов – это деятельность не в ключе устойчивого развития»

Евросоюз исключил сжигание мусора в целях получения энергии из видов экономической деятельности, которые считаются «получением прибыли от устойчивой деятельности» — той, что может значительно минимизировать изменение климата и которая не приносит значительного вреда для других природоохранных взаимодействий, как то переход к циркулярной экономике, предотвращение образования отходов и рециклинг.

Виды экономической деятельности, согласующиеся с принципами устойчивого развития, («устойчивые финансы», «sustainable finance») содержатся в отчете «Систематизация ЕС» („EU Taxonomy“), который является важной частью Плана Действий ЕС по устойчивому финансированию („EU Action Plan on Sustainable Finance“) и основой для развития новых рамочных правил для финансового сектора. В этом смысле Систематизация ЕС определяет спектр тех видов деятельности, инвестиций и активов, которые в соответствии с Парижским Соглашением, Целями Устойчивого Развития (ЦУР), а также с долгосрочной Стратегией Еврокомиссии по декарбонизации, направленной на достижение углеродной нейтральности к 2050 году, рассматриваются как поддерживающие переход к климатоустойчивой экономике с низким уровнем выбросов или мешающие этому переходу.

Над отчётом «Систематизация ЕС» с января 2017 по январь 2018 работала экспертная группа, состоящая из представителей банковской, страховой сфер, сферы управления активами, фондовых бирж, ассоциаций финансовой индустрии, международных учреждений и представителей гражданского общества. Кроме классификатора ЕС – так называемой Систематизации – группа также учитывала Стандарт Евросоюза «Зелёные облигации», показатели низкоуглеродных стратегий по инвестированию и руководство для улучшения качества раскрытия корпоративной информации по связанным с климатом вопросам.

Применение «Систематизации ЕС» соответствует зарождающимся практикам рынка, помогающим потребителям выявить социально-экологическую ответственность финансового продукта. Отличие «Систематизации» в том, что данный отчет снабжен единообразными определениями «зелёного» среди зеленых финансовых продуктов, что ведет к большей прозрачности. Методы регулирования, предложенные «Систематизацией», способны создать обязательства для продуктов инвестирования в недвижимость и в облигации, которые отмечены как экологически устойчивые или имеющие схожие свойства. Инвестиции в частную собственность, фонды в сфере недвижимости и займы, обеспеченные неэмиссионными ценными бумагами также являются предметом данного регулирования, если рассматриваемые фонды отмечены как зеленые.

В соответствии с регулированием, предложенным «Систематизацией», необходимо оценить экономическую деятельность для удостоверения, что та не вызывает серьезного ущерба для других природоохранных целей, как то переход к циркулярной экономике, предотвращение образования отходов и рециклинг. Данной процедурой оценки удостоверяется факт того, что успех в достижении одних природоохранных целей не идет в ущерб другим целям, и при этом признаются укрепляющиеся отношения между разными природоохранными целями.

«Систематизацией» признается, что переход к низкоуглеродной экономике приведет к ликвидации некоторых экономических деятельностей, как то интенсивное органическое получение энергии путём добычи нефти и сжигание мусора в целях получения энергии. При этом могут существовать некоторые краткосрочные инициативы путем улучшения технологий для понижения вреда окружающей среде, вызванного данной деятельностью, с точки зрения Группы технических экспертов по устойчивому финансированию (TEG) подобная деятельность не может рассматриваться как «устойчивый» вклад для минимизации изменения климата.

Следовательно, «Систематизация ЕС» исключает деятельность, которая может в перспективе помешать целям по минимизации изменения климата и навредить природоохранным целям. В этом смысле деятельность по сжиганию мусора в целях получения энергии была исключена, так как она может помешать реализации одной из ключевых природоохранных целей: обеспечению перехода к циркулярной экономике, предотвращению образования отходов и рециклингу отходов, исключая деятельность, связанную со значительным неэффективным использованием материалов на одной и более стадий жизненного цикла продуктов, в том числе в отношении их срока службы, ремонтоспособности, модернизируемости, возможности повторного использования или рециклинга; или деятельность, ведущую к значительному увеличению образования, сжигания или удаления отходов.

Одними из наиболее общих показателей, используемых как критерии технического характера для «Систематизации», является показатели интенсивности выбросов углекислого газа: объем эмиссии CO2, пропорциональный единице произведённого электричества или единице продукции. В отношении каждой потенциально соответствующей критериям деятельности необходимо удостовериться, отвечает ли компания или эмитент соответствующим критериям, например, объем производства электричества ˂ 100 гр CO2/кВатт. Добыча энергии путем сжигания отходов также не прошла бы данный тест, так как выброс углекислого газа при подобном производстве энергии в два раза превышает средним выбросам при производстве электричества в ЕС (298 гр) в соответствии с последними анализами европейской энергетической ситуации компаниями Agora Energiewende и Sandbag.

«Систематизация» включает следующие виды деятельности в сфере отходов:

  • раздельное накопление и транспортирование неопасных отходов в разделённые или смешанные фракции для подготовки к вторичному использованию и/или рециклингу в качестве предварительной подготовки для последующего рециклинга материалов.
  • анаэробное сбраживание органических отходов: обращение с раздельно накопленными органическими отходами в виде анаэробного сбраживания при получении продукции на выходе и энергетического использования биогаза и продукции органического остатка для использования в качестве удобрения, возможно после компостирования или иного обращения.
  • компостирование органических отходов: обращение с раздельно накопленными органическими отходами в виде компостирования (анаэробное сбраживание) с получением продукции - компоста – для использования в качестве удобрения. Уменьшение нетто-эмиссии парниковых газов (GHG) достигается отсутствием выброса парниковых газов по сравнению с иными способами обращения с органическими отходами, а также путём получения компоста, который может быть использован как удобрение, заменяя искусственные удобрения и, возможно, торф (например, в садоводстве).
  • вторичное использование отходов: сортировка и преобразование раздельно собранных отходов во вторичные сырьевые материалы, обычно при применении механических процессов. Уменьшение нетто-эмиссии парниковых газов обеспечивается сортировкой и созданием раздельно собранных потоков отходов, достаточных для замещения первичных материалов – таким образом, избегая более высоких выбросов газов при альтернативном использовании первичных материалов (потребление энергии при добыче, транспортировании и производстве).
  • отсос биогаза и энергетическое использование: установление и последующее управление новой системы по отсосу биогаза и энергетическому использованию (или усовершенствование старой системы) на старых закрытых полигонах. Уменьшение нетто-эмиссии парниковых газов создается путём отсоса и энергетического использования (для производства электричества/отопления или производства органического топлива) биогаза. Платформой по Устойчивым Финансам оценивается реализация данного принципа к 2025 году, особенно в отношении закрытых полигонов, содержимое которых предполагалось сжигать.

В ходе закулисных дебатов касательно исключения деятельности по сжиганию мусора в целях получения энергии (waste-to-energy, WtE) были рассмотрены разные позиции вовлеченных экспертов по вопросу, будет ли эта деятельность надлежащей с точки зрения природоохранной устойчивости, предлагая значительный вклад в улучшение климатической ситуации.

С одной стороны, имелись аргументы против включения WtE. В них указывалось на существование большого объема сжигаемых в настоящее время отходов, которые могли быть переработаны, уверенности некоторых членов ЕС в процессе сжигания коммунальных отходов, и опасение, что дальнейшее увеличение мощностей повлечет за собой риск существования избыточных мощностей и «эффекта блокировки» (lock-in effect). Эти процессы, в свою очередь, могут помещать интенсивности вторичного использования и рециклинга – более приоритетных способов обращения с отходами в иерархии.

С другой стороны, по мнению некоторых экспертов, WtE может играть свою роль в процессе по интенсификации циркулярной экономики, так как не все остаточные отходы могут быть использованы повторно или переработаны (например, Коммюнике ЕС COM(2017)34 о роли сжигания отходов с целью получения энергии в циркулярной экономике, Секция 5).

В итоге, толкование Комиссией предложений Систематизации осуществилось таким образом, что деятельность по WtE находится вне видов деятельности по уменьшению изменения климата, так как она причиняет вред природоохранным целям циркулярной экономики: предотвращению образования отходов и рециклингу, согласно Статье 9(1)(i) и Статьей 12(d) проекта регулирования «Систематизации ЕС». Таким образом, деятельность по сжиганию отходов с целью получения энергии не была включена в «Систематизацию» в целях уменьшения изменения климата. Тем не менее, некоторые эксперты пожелали оставить данный вопрос для дальнейших дискуссией и рассмотрения Комиссией.

 

Автор: Мариэл Вилелла (Mariel Vilella), Zero Waste Europe

Перевод: Даяна Жапалова