Что изменилось для ТСЖ и ЖСК в Петербурге в ходе «мусорной реформы»

Начало «мусорной реформы»
С 1 января 2022 года в Санкт-Петербурге началась «мусорная» реформа. Региональный оператор — «Невский экологический оператор» — получил монопольное право на обращение с твёрдыми коммунальными отходами.
Санкт-Петебург поделили на 4 технологические зоны, в которых работают 4 подрядчика регоператора, каждый из которых отвечает за несколько районов:
- АО «Автопарк № 1 «Спецтранс» — Адмиралтейский, Василеостровский, Кировский, Красносельский, Московский, Фрунзенский, Центральный районы;
- ООО «Эко Лэнд» — правый берег Невского района, Выборгский, Приморский, Калининский, Красногвардейский, Петроградский районы;
- ООО «Ресурс АТЭ» — левый берег Невского района, Пушкинский, Колпинский районы;
- ООО «ЭкоВаст» — Курортный, Кронштадтский, Ломоносовский, Петродворцовый районы.
Почему мы решили провести исследование
В экологическое движение «РазДельный Сбор» часто обращаются жители и представители управляющих организаций. Вопросы касаются изменения законодательства об отходах и внедрения раздельного сбора отходов во дворах жилых домов. Чтобы лучше помогать горожанам управлять своими отходами, мы решили провести опрос среди товариществ собственников жилья (ТСЖ) и жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) и оценить, что изменилось с момента начала «мусорной реформы».
Как проводили исследование
Мы собрали информацию обо всех известных ТСЖ и ЖСК в городе. Среди них как те, с которыми «РазДельный Сбор» сотрудничал, так и незнакомые нам управляющие организации.
Затем позвонили по телефону найденных организаций и узнали, с какими трудностями они столкнулись и какие видят плюсы в «мусорной реформе». Полученные результаты проанализировали.
Кто принял участие в опросе
В Санкт-Петербурге работает 3 700 ТСЖ и ЖСК. ЖСК управляет единственным домом, который он строил. ТСЖ может управлять несколькими домами, в которых собственники решили объединиться.
Мы позвонили в 348 ТСЖ и ЖСК. 269 председателей и сотрудников организаций отказались участвовать в нашем исследовании. Удалось пообщаться с представителями 79 управляющих организаций из всех районов Санкт-Петербурга. Эти ТСЖ и ЖСК охватывают 14614 жилых помещений или 773 641 м2 жилой площади. Всего в Петербурге 163 809 476 м2 жилья.
Когда мы готовили исследование, мы планировали провести опрос среди 200 ТСЖ и ЖСК. Но в процессе опроса мы столкнулись с рядом проблем. Председатели отказывались участвовать в исследовании или не желали отвечать по телефону. С некоторыми председателями мы не смогли связаться. А часть организаций оказалась ликвидированными.
Проведя 60 интервью мы заметили, что все последующие ответы уже не добавляли новой информации в полученную «картину», а только подтверждали её. Мы узнали основные параметры и поэтому решили завершить исследование.
Какие изменения мы выявили?
Представители ТСЖ и ЖСК отметили пять отрицательных и два положительных изменения в практике обращения с отходами с момента начала «мусорной реформы» в Петербурге.
Негативные изменения:
1. За два года существенно (минимум в 1,5 раза, максимум — в 8 раз) повысилась оплата за услуги обращения с отходами.
2. Управляющие организации не могут влиять на качество услуг по обращению с отходами.
3. Региональный оператор навязывает контейнеры слишком большого объёма.
4. Появились проблемы с раздельным накоплением отходов.
5. Сложно заключить соглашение с региональным оператором для оплаты услуг по фактическому объёму накопленных отходов.
Положительные изменения:
1. Большие контейнеры помогают избавиться от проблем с накоплением и вывозом крупногабаритных отходов.
2. Региональный оператор оперативно обновляет контейнеры, когда они повреждены.
Посмотрим внимательнее на данные, которые мы получили в ходе опроса.
Чем недовольны представители ТСЖ и ЖСК
Повышение оплаты
Более половины опрошенных — 57% — заметили повышение оплаты за вывоз отходов после начала «мусорной реформы». Вот как характеризуют ситуацию председатели: «В 2022 году платили около 10 тысяч рублей в месяц, сейчас больше 35 тысяч». «С одной квартиры больше 500 рублей за вывоз мусора».
Невозможность влиять на качество услуг
Этот пункт включает в себя несколько проблем, которые озвучили председатели ТСЖ и ЖСК:
- Нет возможности утверждать график вывоза отходов. Отходы вывозят в разное, не всегда удобное, время — например, вечером, когда дворники уже не работают и некому убрать контейнеры на место и прибрать контейнерную площадку. Проблему отметили 25% респондентов.
- Невозможно самим выбрать компанию по вывозу отходов. ТСЖ и ЖСК не могут влиять на выбор подрядчика по вывозу отходов, если они недовольны работой назначенных компаний. Такой ответ дали 14% опрошенных.
- Неаккуратное отношение к имуществу ТСЖ и ЖСК. 6% опрошенных сообщили, что подрядчики, вывозящие отходы, «ломают баки, купленные на наши деньги».
- Стало грязнее на контейнерных площадках. Такую проблему заметили 5% респондентов. Среди них преобладают те, кто пользуется муниципальными контейнерными площадками. Руководству ЖСК и ТСЖ неясно, кто должен прибирать площадку после вывоза отходов — дворники, муниципальная администрация или сотрудники вывозящей отходы компании.
- Слишком большие контейнеры. 11% опрошенных сообщили, что регоператор навязывает им слишком большие контейнеры для сбора отходов. Из-за этого необоснованно повышается стоимость обслуживания. «Сейчас поставили четырнадцатикубовый пухто, а у нас собирается только 7 кубов», — сетуют председатели.
- Невозможно «достучаться» до регоператора для решения проблем. Основные подрядчики регионального оператора нанимают для вывоза отходов сторонние компании. Если вывозящая компания оказывает услуги некачественно, домоуправление обращается с претензией к региональному оператору, которому сложно повлиять на качество работы конечного исполнителя. Часто проблемы остаются нерешёнными.
Трудности с раздельным накоплением отходов
В разных районах Санкт-Петербурга работают разные подрядчики по обращению с отходами. Именно от их возможностей зависит, можно ли внедрить раздельный сбор отходов и в каком формате. Почти у трети ТСЖ и ЖСК не организовано раздельное накопление отходов.
Четыре управляющие организации из Кировского, Василеостровского, Красносельского и Приморского районов указали, что были вынуждены отказаться от раздельного сбора отходов с началом «мусорной реформы», но хотели бы его вернуть. Одна из причин — с 2022 года раздельное накопление разрешено только тем ТСЖ и ЖСК, у которых есть собственная контейнерная площадка. Те, кто пользуется муниципальными, больше не могут организовать раздельный сбор в своих дворах.
Среди сотрудников ТСЖ и ЖСК в процессе опроса оказались и те, кто не считает нужным внедрять раздельное накопление отходов. Вот какие аргументы они приводят:
- Председатель не понимает, как организовать раздельное накопление, если в доме есть мусоропровод.
- Недалеко от дома есть открытая площадка для раздельного сбора отходов.
- Некоторые председатели домов, где среди жителей много пенсионеров, считают, что пожилым людям не интересно сдавать отходы раздельно.
- По словам председателей, люди не доверяют двухпоточной системе раздельного накопления отходов из-за того, что разные фракции вывозят в смешанном виде.
Проблема с организацией «оплаты по факту»
Оплата услуг по вывозу отходов может быть организована двумя способами: по фактическому объёму накопленных отходов или по нормативу накопления. По умолчанию стоимость начисляется по нормативу. Для оплаты услуг «по факту», управляющим организациям нужно заключить дополнительное соглашение к договору с региональным оператором.
Многие управляющие организации, у которых нет дополнительного соглашения, отметили, что они пытались его заключить, но им это не удалось. Переговоры оказались сложными и долгими, из-за волокиты председатели решили остаться на оплате по нормативу.
По закону жители могут заключать прямые договора с региональным оператором. Однако, ТСЖ и ЖСК стараются избегать такой ситуации, чтобы иметь возможность контролировать процесс накопления и вывоза отходов. В будущем отсутствие прямых договоров может помочь переходу на оплату «по факту».
У трёх ТСЖ был опыт перехода на оплату «по факту», однако они вернулись на схему оплаты «по нормативу» из-за большого объёма контейнера. Например, один из председателей сообщил, что ему приходилось оплачивать вывоз 14 куб. м при том, что фактически накапливалась только половина.
Положительные изменения
Руководство управляющих организаций обратило внимание на плюсы больших контейнеров. Почти треть опрошенных (29%) сообщили, что жители помещают в них крупногабаритные отходы, которые ранее оставляли за пределами контейнерной площадки.
Ещё один плюс — большие контейнеры с крупногабаритными отходами вывозят по заявке в обещанный срок.
4% опрошенных отметили, что региональный оператор вовремя заменяет старые контейнеры на новые, а сломанные — на исправные.
65% представителей ТСЖ и ЖСК сообщили, что на их контейнерных площадках организовано раздельное накопление отходов. Те дома, которые заключили договор со сторонними подрядчиками, чаще всего собирают пластиковые бутылки и флаконы.
21% опрошенных председателей ТСЖ и ЖСК заключили дополнительное соглашение к договору с региональным оператором на обращение с твердыми коммунальными отходами.
В ходе исследования мы выявили интересный положительный эффект, который даёт способ оплаты «по нормативу». Раньше у ТСЖ и ЖСК были конфликты с людьми и организациями, которые выбрасывали мусор в контейнер не у своего дома, увеличивая фактический объём. Перейдя на оплату «по нормативу» председателям больше не нужно считать объём отходов и «чужие» отходы перестали быть проблемой.
Продолжение сотрудничества с ТСЖ и ЖСК
Во время исследования мы предложили представителям управляющих организаций экспертную поддержку по вопросам раздельного накопления отходов. Шесть ТСЖ и ЖСК получили консультацию экспертов «РазДельного Сбора» по телефону. В 14 организаций мы направили методические материалы по вопросам внедрения раздельного накопления и заключения допсоглашения для оплаты «по факту».
Выводы
С 1 января 2022 года в Санкт-Петербурге проходит «мусорная реформа». С её началом «Невский экологический оператор» получил монопольное право на обращение с твёрдыми коммунальными отходами. Город разделили на четыре технологические зоны, где работают разные подрядчики регоператора.
Исследование ассоциации «РазДельный Сбор» выявило ряд изменений и проблем в практиках управления отходами в многоквартирных домах Санкт-Петербурга. Эксперты отмечают как положительные, так и отрицательные изменения.
Положительные изменения с начала «мусорной реформы»:
- Стало проще получить новые контейнеры, если предыдущие устарели или сломались.
- Исчезли конфликты с «третьими лицами» у домов, которые перешли с оплаты «по факту» на оплату «по нормативу».
- Большие по объёму контейнеры помогают избавиться от проблем с накоплением крупногабаритных отходов.
Отрицательные эффекты «мусорной реформы»:
- Каждый второй респондент отметил увеличение оплаты за услуги по вывозу ТКО.
- Управляющие организации недовольны неаккуратным обращением с имуществом ТСЖ и ЖСК. При этом они отмечают, что невозможно поменять компанию, вывозящую отходы, даже если она портит контейнеры и дорожное покрытие.
- ТСЖ и ЖСК хотели бы утверждать график вывоза отходов, но с началом «мусорной реформы» лишены такой возможности.
- Четыре управляющие организации прекратили раздельное накопление отходов после начала реформы. Жёсткие требования регоператора не позволяют им вернуть раздельный сбор отходов в свои дворы, несмотря на желание жителей и администрации ТСЖ и ЖСК.
- Заключение прямых договоров с собственниками жилых помещений приводит к тому, что домоуправление снимет с себя ответственность за управление всеми видами отходов: ТКО, опасными, строительными.
- Стало сложно добиться качественного исполнения работ в случае нарушений. Договор нарушают сторонние организации, а за качество работ отвечает региональный оператор.
Исследование показало: несмотря на положительные изменения реформа вызвала проблемы и породила недовольство среди сотрудников управляющих организаций Санкт-Петербурга.
«РазДельный Сбор» — некоммерческая организация, мы работаем благодаря вашей поддержке. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь.
Поддержать «РазДельный Сбор»