3R: три кита осознанного потребления
Одним раздельным сбором мусорную проблему не решить (да-да, это пишет организация, называющаяся «РазДельный Сбор :)). Мы разделяем отходы для того, чтобы их можно было переработать — и это важно. Но, чтобы количество мусора перестало расти, нужно сделать минимум три шага, из которых переработка — только третий шаг, необходимый, но не достаточный.
Вся цепочка нужных действий вместе обозначается аббревиатурой 3R. По-английски каждый из трёх шагов начинается на букву R (Reduce, Reuse, Recycle), отсюда и сокращение. Важно иметь в виду, что это иерархический принцип, то есть действовать нужно по порядку: сначала Reduce (уменьшить количество отходов), потом Reuse (повторно использовать то, что уже есть) и только затем — Recycle (переработать).
Рассмотрим все шаги по очереди.
Шаг 1: reduce, или уменьши
Мы все иногда покупаем что-то, что нам на самом деле не нужно. Например, можем не рассчитать количество нужной еды — и приходится отправлять в мусорное ведро печальный склизкий банан. Можем очароваться красивой рекламой — и принести домой совершенно ненужное платье, которое будет осуждающе висеть в шкафу следующие три года. Пообещать себе с нового года заняться спортом и потратить деньги на набор гантелей (а то и целый велотренажёр). Просто схватить какую-нибудь странную штуку, потому что они смешная и приятного цвета, а у нас было плохое настроение.
Иногда мы приносим домой ненужные предметы не потому, что поддались искушению, а потому, что нам не оставили выбора. Например, человек хочет просто поесть конфет, но вместе с конфетами вынужден покупать (и оплачивать!) разноцветные фантики, блестящую пластиковую подложку, нарядную картонную коробку и яркую ленточку.
Принцип reduce не означает, что нужно отказаться от всех земных наслаждений и уйти жить в лес. Он значит, что не нужно производить и покупать лишнее, тратя зря деньги и производя отходы.
Вот несколько способов применить этот принцип в жизни:
- Постарайтесь не покупать лишнего. Например, если вы привыкли делать покупки онлайн, можно добавить всё интересное в корзину, а потом, не делая заказ, дать ей отлежаться несколько дней: через неделю желание купить часто угасает. А ещё можно добавлять интересные вещи на доску в Pinterest или сохранять картинки в папку — иногда даже это простое действие снимает покупательский зуд. Можно завести копилку (физическую для наличных денег или счёт для безнала) и отправлять туда суммы, равные стоимости ненужных вещей, от покупки которых вы решили отказаться. А потом потратить эти деньги на что-то действительно важное.
- Составляйте список продуктов, прежде чем идти в магазин, и старайтесь не отклоняться от него.
- Отказывайтесь от ненужных мелочей: лишних пластиковых пакетов, избыточных салфеток и палок-мешалок для кофе, трубочек для коктейля и порционного сахара.
А вот как его могут применить организации:
- Минимизировать упаковку своих продуктов: конфета не станет менее вкусной, если её завернуть в один фантик, а не в три. Банку крема необязательно складывать ещё и в картонную коробку.
- Иногда от упаковки можно вовсе отказаться, некоторые вещи можно продавать на развес, в тару покупателя. Так уже сейчас делают магазины без упаковки.
- В общественных местах — библиотеках, музеях, фитнес-центрах и т.п. — можно поставить питьевые фонтанчики. Тогда посетителям не нужно будет покупать воду в одноразовых бутылках.
Шаг 2: reuse, или используй повторно
От бесполезных предметов мы отказались (или постарались отказаться) в шаге 1. У нас остались полезные, и теперь нужно сделать так, чтобы они служили нам как можно дольше.
Принцип reuse означает, что к вещам нужно относиться бережно, не выбрасывать то, что ещё может пригодиться нам или кому-то другому. Кроме того, он значит, что одноразовым вещам (которые нельзя использовать повторно) лучше предпочитать многоразовые.
Вот как можно применить этот принцип в повседневной жизни:
- Если у вас в руках оказался одноразовый полиэтиленовый пакет, не нужно его выбрасывать (и даже сдавать на переработку). Захватите его с собой в следующий раз, когда пойдёте в магазин, и используйте, чтобы донести покупки до дома. Вжух! И противный одноразовый пакет стал экологичным, многоразовым.
- Если ваш любимый свитер поела моль, а джинсы порвались на коленках, не торопитесь от них избавляться. Дырки можно красиво (правда красиво) заштопать, и свитер с джинсами будут служить вам ещё несколько лет.
- Если хотите выпить кофе, постарайтесь выбрать такое кафе, в котором вам нальют напиток в керамическую чашку, а не в одноразовый стаканчик.
- Если у вас есть ненужные вещи в хорошем состоянии, не выбрасывайте их. Хорошие вещи лучше кому-то отдать. Одежду можно сдать в специальные контейнеры, а хозяев для других предметов найти через шеринг-сообщества.
А вот как его может применить бизнес:
- Можно доставлять свой товар в оборотной многоразовой таре. Так делает бренд экологичной бытовой химии Less.
- Не мешать покупателям брать продукты в свою тару и не настаивать на использовании одноразовых предметов. Можно пойти дальше и давать скидки или бонусы за отказ от пакета, отказ от печати чека или использование многоразового стакана.
- Избавиться от избыточного мусора: например, в пекарнях для того, чтобы положить булку на тарелку, часто используют одноразовые перчатки. Но можно заменить их на многоразовые кондитерские щипцы — это и гигиенично, и экологично.
- Предоставлять услуги по починке своих товаров, чтобы они радовали покупателей как можно дольше. При необходимости можно продавать запасные части и расходники, чтобы при выходе из строя одной детали не нужно было менять вещь целиком.
Шаг 3: recycle, или переработай
И вот, наконец, мы добрались до переработки. Это важный шаг, но в этом ряду он последний: перерабатывать нужно то, что уже не может нам послужить. Переработка позволяет вернуть сырьё в материальный цикл, сохранить ресурсы планеты и сдержать рост свалок.
Вот что можно сделать в повседневной жизни:
- Сдавайте отходы на переработку! Пункты приёма вторсырья перечислены в статье «А куда сдавать...» и «Экоцентры Петербурга». Если вы не знаете, куда что-то сдать — пишите нам, мы подскажем.
- Рассказывайте друзьям и знакомым о раздельном сборе отходов. Помните, что не обязательно сдавать на переработку вообще всё, можно начать с чего-то простого: батареек или пластиковых бутылок. Статью для начинающих можно найти здесь.
А вот что могут сделать организации:
- Выбирать для своих товаров (и их упаковки) легко перерабатываемые, однородные, чётко промаркированные материалы. Рекомендации по выбору таких материалов можно найти в гиде для продуктового ритейла и служб доставки.
- Внедрять раздельный сбор в офисах и на предприятиях (мы можем в этом помочь). Можно организовывать и раздельный сбор для посетителей. Здесь важно быть честными и открытыми, и чётко объяснять, какие именно отходы принимаются на переработку и на какие предприятия они едут — иначе доверия такой системе не будет. И, конечно, помнить, что лучшие отходы — те, которые не образовались. Не произвести лишний мусор экологичнее, чем произвести и отправить на переработку.
Текст и иллюстрации: Анастасия Кувшинова.
«РазДельный Сбор» — некоммерческая организация, мы работаем благодаря вашей поддержке. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь.
Поддержать «РазДельный Сбор»
Вам будет интересно: