Экскурсия на сортировочный комплекс АО Автопарк № 1 «Спецтранс»

Дата публикации: 01.10.2021

В середине мая прошла экскурсия для волонтеров «РазДельного Сбора» на сортировочный комплекс АО Автопарк № 1 «Спецтранс»

Это современная сортировочная станция, которая запустилась в начале 2021 года. Сортировка по объему составляет 150 тыс. тонн ТКО в год и происходит по 4 потокам: металл, стекло, органика, бумага, пластик.

Процесс сортировки

В магнитном сепараторе отделяют металл, а потом крупные и пожароопасные отходы. Затем идет процесс дробления отходов и дисковое сито, для отделения фракций менее 80 мм (органика, осколки стекла и песок). Эта органо-минеральная смесь вывозится на полигон Новый Свет. Также есть воздушный сепаратор для отделения легких, средних и тяжелых фракций.

Также на линии установлены роботы-манипуляторы, занятые отделением пластиковых бутылок от основной массы. Сейчас с их помощью отбирается около 50% бутылок, остальное досортировывается вручную.

 

Робот определяет вид отходов с помощью фотографий.  В роботов уже загружено 10 000 фото. Также существуют разновидности роботов, которые сортируют по цвету и химическому составу. Но пока что с помощью роботов нельзя рассортировать все отходы, эта технология только осваивается в России, а также довольно дорого стоит.

Дополнительной сложностью сортировки для людей и для роботов является то, что производители меняют пластик для упаковки, при этом визуально разные виды пластиков почти не отличаются.

После прохождения всех ступеней сортировки, отходы прессуются и продолжают свой путь. Легкая фракция идет на измельчение для топлива SRF (RDF).

Средняя фракция отправляется на полигон. Ранее использовалась схема с изготовлением сухих брикетов, обернутых пленкой. Обработанный таким способом мусор не выделяет в почву фильтрат и не пахнет. Пока что этот проект закрыли, земельный участок под этот проект не найден.

С твёрдым топливом всё не так радужно, потому что сжигание – это изымание ресурсов из цикла, а не переработка и повторное использование. «Раздельный Сбор» не приветствует эту технологию, так как она противоречит целям устойчивого развития и не способствует развитию циклической экономики. Но пока эту технологию вынуждены использовать.

RDF топливо используют в цементных или других печах с температурой около 1200 градусов, например, на литейно-металлургическом комбинате. При формировании такого топлива необходимо строго следить за наличием поливинилхлорида, сжигание которого приводит к генерации диоксинов. Если в массе отходов ПВХ составляет более определенной доли, то необходимо устанавливать дополнительное оборудование для его изъятия из потока отходов. ПВХ – это оконные блоки и отделочные материалы, а также некоторая упаковка. Например, коробочки от пирожных и тортов. По поводу сбыта топлива идут многолетние переговоры с цементными заводами и в силу различных причин (к примеру, непостоянное значение влажности) пока уверенного сбыта нет.

Извлеченная из общей массы ТКО вторсырье идет на продажу компаниям-партнерам “Спецтранс” для дальнейшей переработки. По итогу из смешанных отходов отсортировывается:

  • 0,5-1% металла
  • 5-6% стекла
  • 1% бумаги
  • 2% полимеров

Остальное, к сожалению, идет на топливо RDF и на полигон.

У разных компаний могут быть разные взгляды о методах обращения с отходами, но необходимо видеть и понимать всю картину происходящего, чтобы разрабатывать дальнейшую стратегию действий.

Спасибо организаторам экскурсии, руководству «Спецтранс» за подробную и познавательную экскурсию.

 

Текст: Василина Иванова, Ксения Хорошавина. Фото: Василина Иванова, Полина Тимофеева

"РазДельный Сбор" - некоммерческая организация, мы работаем благодаря вашей поддержке. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь.