Замечания на проект Федерального закона об отходах производства и потребления

Дата публикации: 01.02.2022

Эксперты «РазДельного Сбора» подготовили и отправили в Правительство РФ, а также в Министерства замечания на проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и статью 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Мы считаем, что проект требует существенной доработки и изменений.

Представленное в Законопроекте регулирование не отвечает приоритетным направлениям государственной политики в области обращения с отходами, принципам экономики замкнутого цикла и как следствие целям института расширенной ответственности производителей (РОП). Данный Законопроект не отвечает потребностям общества в регулировании института РОП и не способствует достижению главных целей этого института — предотвращению образования отходов и сокращению их захоронения, не учитывает острую необходимость в пересмотре ряда действующих положений законодательства. Представленное в Законопроекте регулирование по своей сути вообще не является РОП.

  • Регулирование обращения с отходами от использования товаров Законопроектом сводится исключительно либо к утилизации таких отходов, либо к уплате экологического сбора. Однако такое регулирование по своему существу не является РОП и вводит субъектов правоотношений в указанной сфере и население в заблуждение. Принцип и четкие критерии распределения поступивших в бюджет денежных средств от уплаты экологического сбора не ясны. Гарантий того, что денежные средства будут направлены именно на инфраструктуру раздельного накопления отходов от использования товаров (ОИТ) и их переработку, к тому же в необходимом объеме, нет. Такое регулирование не способно решить существующие проблемы в сфере обращения с отходами.
  • Необходимо установить полную и самостоятельную ответственность производителей и импортеров товаров как ответственность от самого начала процесса планирования и производства товаров с учетом приоритетных направлений иерархии обращения с отходами.
    Эффективная реализация РОП невозможна без четкого разграничения понятий и нормативного регулирования отходов от использования товаров и упаковки (ОИТ) и твердых коммунальных отходов (ТКО). Но Законопроект не содержит решения этой проблемы, что делает его практически полностью неэффективным.
  • Существующее понятие «утилизация отходов» не отвечает целям РОП. Оно включает в себя слишком разные по своей сути и направленности процессы (включая в том числе энергетическую утилизацию ТКО — их сжигание после сортировки), но при этом не включает многие процессы, которые на практике как раз являются переработкой. Очевидно, что без пересмотра понятийного аппарата РОП не может быть эффективной.
  • Еще один серьезный минус законопроекта – упразднение института коллективной ответственности производителей (через ассоциации производителей). Но именно сообща производители и импортеры способны внедрить наиболее экологичные решения (например, изменить используемую упаковку и систему доставки товара потребителю в целом).

С этими и другими замечаниями экспертов «РазДельного Сбора» более подробно можно ознакомиться в приложенном документе.

«РазДельный Сбор» — некоммерческая организация, мы работаем благодаря вашей поддержке. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь.